Главная » Сибирь » История и культура
Туризм. Отдых. Турфирмы. Гостиницы. Турбазы.

Архив

Ноябрь 2017
Октябрь 2017
Сентябрь 2017
Август 2017
Июль 2017
Июнь 2017

Путеводитель по Сибири

СибирьСибирь исконно делят на две географические части - Западную Сибирь и Восточную Сибирь, в редких случаях выделят Южную Сибирь, Среднюю Сибирь и Северо-Восточную Сибирь.

Западная Сибирь - включает в себя территории Тюменской, Курганской, Омской, Томской, Новосибирской, Кемеровской областей, Республики Хакасия, Алтая, часть Красноярского края, Челябинской и Свердловской областей.

Восточная Сибирь - это территории Иркутской области, Забайкальского, Красноярского, Таймырского краев, Республик Саха, Бурятия, Тува и районы Тунгуса.
БайкалБайкал - озеро в Восточной Сибири, шириной от 25 до 80 километров, протяженность Байкала 636 километров, его наибольшая глубина более 1600 метров.

Близ северо-западного берега Байкала находится его самый большой остров Ольхон - средоточие древних легенд и исторических преданий.

Одно из самых притягательных и интересных мест на Байкале это – пролив Малое Море, где теплая вода заливов сочетается с дикими, песчаными пляжами Байкала, где множество баз отдыха и гостиниц, которые предлагают туристам свои услуги.

Сибирь
Районы и территории

История и культура

26012011
Анинский дацан Анинский дацан построен в Хоринском районе Республики Бурятия в 1795 году в деревянном исполнении. В 1811-1868 годах в Анинском дацане возвели уже каменное здание, а в 1889 году к дацану сделали пристрой. В 1937 году комплекс - Анинский дацан был почти полностью разрушен.

Сейчас, настоятель Анинского дацана - Легцок-лама. Главный соборный храм дацана – Цогчен дуган, стоит на государственной охране с сентября 1971 года, как объект культовой архитектуры Республики Бурятия, не имеющий аналогов по своей планировочной и композиционно-пространственной структуре в буддийском зодчестве других стран.

Для сохранения Цогчен дугана Анинского дацана от правительства Республики Бурятия, планируется выделить средства для проведения первоочередных аварийно-спасательных работ.
Подробнее: Анинский дацан
303015
13042012
Арка Царские ворота в Улан-Удэ 20-21 июня 1891 года во время путешествия по Восточной Сибири г. Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) Республики Бурятия посетил цесаревич Николай Александрович. В честь этого события в нем так же, как и в других городах, удостоенных чести принять у себя высокого гостя, была построена Триумфальная арка «Царские ворота», которая тогда называлась «Царские врата».

Украшали арку «Царские ворота» двуглавые орлы, которые были сброшены в феврале 1917 года. Сама арка простояла до 1936 года и затем тоже была снесена. Ко дню города 12 июня 2006 года Триумфальную арку в Республике Бурятия восстановили.

Копия царских ворот теперь украшает улицу Ленина. Правда, по размерам новая арка больше предыдущей - ее ширина около 14 метров, а высота - около 9 метров. Но в остальном это точная копия прежней Триумфальной арки. На ней установлен герб России и сделана надпись: «20-21 июня 1891 года - дата приезда в Верхнеудинск цесаревича Николая Александровича».
03092009
Архитектура Сибири Русские связи с азиатскими народами и культурами представляют тему, границы которой еще не исследованы, особенно во взаимоотношениях русской и азиатской архитектур. Как артефакт, требующий значительных ресурсов, равно как и строительного искусства, архитектура Сибири базируется на множестве факторов, имеющих отношение к общественной, экономической и культурной истории Сибири.

Рост торговли с Восточной Азией и особенно Китаем создал возможности для заимствований в архитектуре, в частности, декоративных мотивов, которые могли распространятся в печатной форме.

Действительно, похоже, этой восприимчивости лишь способствовали высоко орнаментальные стили московской и украинской "барочной" церковной архитектуры, принесенной в Сибирь церковнослужителями и строителями из Украины и Русского Севера в начале 18 века. Именно русско-украинская склонность к детальному орнаменту фасада, проявляющаяся в "сибирской барочной" архитектуре на протяжении всего 18-го века, способствовала толерантности в отношении декоративных мотивов из других многочисленных источников, включая храмы и ступы азиатской буддийской культуры в Сибири.
Подробнее: Архитектура Сибири
006771
05082009
Байкальская мумия Качество мумифицирования Байкальской мумия просто фантастическое - тело отлично хранилось несколько столетий, и это при перепаде температур в Сибири в 60 градусов! Мумию нашли иркутяне Сергей и Наталья Котовы, и сейчас она находится в Иркутске.

Котовы бывали на Востоке и видели знаменитые египетские мумии, для них найти мумифицированное тело, в Сибири, было своего рода шоком. Хотя они не исключают, что на территории вокруг озера Байкал кто-то, может быть случайно, уже натыкался на мумифицированные останки. Но, не осознавая ценности находки, просто выбрасывал их или же зарывал глубоко в землю, из человечности совершая обряд погребения.

Байкальская мумия На карте Иркутской области
Подробнее: Байкальская мумия
803955
04022011
Белый старец Белый старец (Сагаан Убгэн) или Дед Мороз из Республики Бурятия занимает одно из самых почетных мест в пантеоне буддизма. Белый старец почитается, как покровитель долголетия, семейного благополучия, счастья, богатства, продолжения рода, плодородия, повелитель зверей и людей, духов земли и воды, владыка гор.

Считается, что мир и благополучие приходят с его появлением, Белый старец из Республики Бурятия приносит мир, покой и равновесие во всех делах и начинаниях человеческих тем, кто его почитает. Белый Старец из Бурятии считается сказочным символом зимы и дарит людям благополучие и процветание.
Подробнее: Белый старец
312407
14052009
Буддизм Сибири Буддизм, в XVIII–XIX веках все Забайкалье, часть Сибири и Прибайкалья оказались под влиянием буддийской религии. Вместе с буддизмом на территорию озера Байкал и Республики Бурятия проникают достижения культур народов Тибета и Монголии. В 1723 году в Забайкалье прибыли 100 монгольских и 50 тибетских лам. В 1741 году императрица Елизавета Петровна издала указ, согласно которому в Республике Бурятия признавалось существование ламаистской веры и утверждалось 11 дацанов и 150 штатных лам. При дацанах открылись школы, печатались книги. В 1916 году в Республике Бурятия насчитывалось 36 дацанов и свыше 16 тысяч лам.

Проникновение буддизма в Республику Бурятия способствовало распространению среди народа тибетской медицины. Появились медицинские школы или манба-дацаны, где перепечатывались классические трактаты, а также создавались новые труды, обобщающие опыт бурятских эмчи-лам. В медицинских трактатах "Чжуд-ши" и "Вайдурья-онбо" было описано 1300 лекарственных средств растительного происхождения, 114 видов минералов и металлов, 150 видов животного сырья.
Подробнее: Буддизм Сибири
103919
13042012
Буддийский храм Римпоче - Багша Буддийский храм «Римпоче - Багша» построен в Республике Бурятия в 2002 году и находится в районе Лысая гора – одном из самых живописных с великолепной панорамой мест города Улан-Удэ.

Основателем Буддийского храма «Римпоче - Багша» стал досточтимый Еше-Лодой Римпоче, признанный перерожденцем тибетского святого Ело-тулку, тантрийского йогина. В главном здании установлена статуя Золотого Будды, которая считается одной из самых больших в России.

Наряду с религиозной деятельностью Центр в Республике Бурятия осуществляет обучение всех желающих основам буддизма по специально разработанной для российских граждан программе.

В будущем в Буддийском храме «Римпоче - Багша» планируется открыть факультеты по философии, тантризму и медицине.
19042010
Булагаты Первоначальным местом поселения булагатов является территория по берегам реки Куды в прошлом Худайн гол-река свата, в одноименной долине.

По версиям исследователей, булагаты являются потомками племени чиносцев, которые в 13 веке были уведены Буха-нойоном в поход в Среднюю Азию, где по тюркской традиции, их называли булагачинами.

Позже в середине-конце 14 века по некоторым данным, в Сибири в предгорьях Монгольского Алтая, близ Тянь-Шаня они образовали ханство булагачи, позже разгромленное войсками Тимура. Неизвестно, вернулись ли булагачи в свои родные края, или остались, но оставшаяся в Предбайкалье группа родов чинос, стала называть себя булагатами.
Подробнее: Булагаты
301991
14062012
Великий чайный путь Чай был известен в Китае почти 5000 лет, где долгое время был своеобразным напитком - лекарством, а также напитком, сопровождающим культовые ритуалы. Сведения о производстве чая сохранялись в секрете: его выращивали на секретных плантациях, а способы возделывания, рецепты приготовления были государственной тайной. Чай разделил затворническую судьбу шелка, пороха, бумаги, фарфора, компаса, сейсмографа и других восточных изобретений, которые оставались для остального мира долгое время неизвестными. Лишь к IX веку чай превратился в национальный напиток китайцев, а в XVI веке стал известен в странах Европы, после чего его стали вывозить за границы Китая по всему миру.

Великий чайный путь, пролегавший в XVI-XIX веках между Азией и Европой, по объемам торгового оборота считался вторым после Великого шелкового пути. География чайного пути была весьма обширна и охватывала значительные территории Китая, Монголии, России. Вместе с чаем перевозились и многие другие товары, поэтому чайный путь, который действовал более 200 лет.
Подробнее: Великий чайный путь
915527
10042012
Воскресенский собор Кяхты Воскресенская церковь строилась на средства от «аксиденции», а также за счет богатых пожертвований. Первоначальная стоимость строительства составляла 600 тысяч рублей, но затраты значительно превысили эту сумму.

По отзывам современников, «по внутреннему благолепию и богатству храм этот едва ли найдет себе равных во всей Восточной Сибири». Его называли «Застывшей музыкой в камне». Особенно замечателен был Алтарь так называемый «холодный придел» - своим уникальным хрустальным иконостасом в бронзе, серебряными царскими вратами, живописью икон, серебряными престолом и жертвенником, драгоценным евангелием и громадным серебряным паникадилом, усеянным цветными камнями.

Роскошный иконостас храма был сделан в стиле Вестминстерского аббатства в Лондоне, на московской фабрике Полтавцева. Часть икон для него была выполнена в 1847-1848 годах художником Э. Рейхелем. В 1854 году в подновлении и реставрации икон принимал участие художник-декабрист Н. А. Бестужев.
10082009
Вхождение Бурятии в состав России В начале XVII века русские в своем продвижении в Сибирь подошли к рубежам "Братской землицы". Стремление прочно обосноваться в ее пределах было обусловлено тремя причинами: во-первых, через бурятские земли вторгались ойраты и другие кочевые племена, совершавшие набеги на русские и туземные поселения Западной Сибири, защита которых стала важной государственной задачей; во-вторых, обладание Республикой Бурятия обещало облегчить торговые связи с Китаем и, наконец, Байкал и Прибайкалье, по слухам, было богато серебром и пушниной, обладало значительным населением и, следовательно, там можно было рассчитывать на значительный сбор ясака.

С двадцатых годов XVII века, после рекогносцировки и сбора расспросных данных у тунгусов - эвенков, начинаются экспедиции в Бурятию.

Отношения с бурятами в Сибири носили первоначально мирный характер. Они охотно изъявляли покорность "белому царю" и соглашались платить ясак. Оправдывались слова тунгусов, рассказывавших еще в 1626 году атаману Максиму Перфильеву: "...ждут братские люди к себе тех государевых служилых людей, а хотят тебе, великому государю, братские люди поклониться и ясак платить и со служилыми людьми торговаться".
12042012
Дацан Тушита Кыренский дацан «Тушита», являясь одним из старейших в Республике Бурятия, официально был признан государством 1817 году. Свою деятельность дацан «Тушита» начал намного раньше, 1800-1810 г. Молебны велись здесь в войлочных юртах. В дацане проводились массовые богослужения, хуралы, религиозные обряды на культовых местах - «Обо» (места поклонения местных жителей). Все святые места были канонизированы.

В 1930-х гг. дацан был закрыт, а затем разрушен. Некоторые ламы расстреляны, другие отправлены в ссылку.

В 1990 году дацан «Тушита» усилиями верующих был восстановлен. Согласно буддийским канонам, священные храмы и монастыри должны находиться в «чистом» месте, в стороне от оживленных дорог и поселений, где накапливается отрицательная энергетика. Поэтому дацан «Тушита» располагается в не большом отдалении от райцентра села Кырен в Республике Бурятия.
Подробнее: Дацан Тушита
001353
13042012
Дацан Хамбын-Хурэ Дацан Хамбын-Хурэ, расположенный в Республике Бурятия в районе Верхняя Березовка города Улан-Удэ, является резиденцией главы традиционной Буддийской Сангхи России - Пандито Хамбо Ламы.

Дацан Хамбын-Хурэ основан в 1994 году 25-м Пандито Хамбо Ламой Дамбой Аюшеевым, и в настоящее время состоит из нескольких храмов, субурганов, служебных зданий и подсобных помещений.

При храме Калачакры (калачакра - санскр. "колесо времени", тибет. "дуйнхор", бурятское "сагай хурдэ" представляет собой тайное сокровенное учение о взаимосвязи макрокосмоса и микрокосмоса человека) имеется факультет Дуйнхор, где обучаются студенты по программе Намгьял дацана (Индия).

Также в храме находятся уникальные сутры Ганжур - канонические тексты Будды и его учеников, чеканная позолоченная скульптура Будды Шакьямуни, резной трон из кедра, подпираемый восемью львами и посвященный Далай Ламе XIV, драгоценные подношения из священных ингредиентов, буддийские иконы (танка), написанные минеральными красками и посвященные 25-ти Владыкам Шамбалы.
Подробнее: Дацан Хамбын-Хурэ
302076
20042012
Детский фольклорный ансамбль Жаргаланта Спутник ансамбля "Жаргал" - детский фольклорный ансамбль "Жаргаланта" Мухоршибирского района Республики Бурятия создан в 1999 году.

На протяжении всех лет существования ансамбля руководит им Балдандоржиева Евдокия Дымбрыловна, учительница бурятского языка и литературы Галтайской средней школы.

В юбилейный год 55-летия Великой Победы "Жаргаланта" принял участие в республиканском детском фольклорном фестивале и был удостоен Диплома I степени. В числе лучших коллективов Бурятии участвовал в празднике "Благослови, Троица". С программой "Наадан дээрээ" в мае 2001 года выступил перед учеными АПК Швеции, СО РАН, БГСХА.

В VIII зональном фестивале - конкурсе детских фольклорных коллективов в селе Мухоршибирь ансамбль стал Дипломантом, выступив с программой "Угай зам" ("Путь предков").
21052012
Достопримечательности Кяхтинского района Республики Бурятия Памятники археологии Кяхтинского района Республики Бурятия

В Кяхтинском районе сохранились памятники, относящиеся к каменному, бронзовому векам, а также к железному веку. Это древние могильники, курганы, керексуры, плиточные могилы, следы поселений, пещеры, в которых люди того времени устраивали святилища. Большой интерес представляют памятники эпохи кочевых цивилизаций, из которых наиболее интересны объекты материальной культуры государства Хунну. В районе сконцентрировано основное число памятников культуры хунну в Бурятии.

Ильмовая падь - здесь расположена большая группа могильников, около 320 захоронений представителей разных слоев хуннского общества, среди них погребения знати, отличающиеся особым богатством, а также вождей. Падь находится на расстоянии 212 км от города Улан-Удэ в Кяхтинском районе Республики Бурятия. Часть погребений раскопана, и впечатляет своими размерами. Археологические работы в Ильмовой пади были начаты в 1896 году и продолжаются до настоящего времени.
04032010
Иволгинский дацан Иволгинский дацан находится в 35 километрах от столицы Республики Бурятия города Улан-Удэ, построенный в 1947 году. Экскурсия в Иволгинский дацан обычно занимает 4 часа и предполагает посещение действующих храмов во время раннего богослужения, посещение библиотеки с уникальным собранием буддийской канонической литературы.

На протяжении длительного времени Иволгинский дацан был резиденцией Центрального духовного управления буддистов России и его главы Бандидо-хамбо-ламы. Прежде чем войти в храм, необходимо обойти территорию дацана по ходу солнца, вращая при этом хурдэ – молитвенные барабаны. Каждый поворот барабана равнозначен многократному повторению молитвы. Основное культовое здание, главный храм Иволгинского дацана, построен и освящен в 1972 году. Внутри храма центральное положение занимает наиболее почитаемая и священная статуя Будды в позе, призывающей Землю в качестве свидетеля. В этот момент, предшествующий достижению нирваны, Будда обращается к богине Земли с просьбой засвидетельствовать его заслуги и помочь в борьбе с Марой или Сатаной. Вокруг статуи изображены 16 найданов – подвижников, ниже статуи Будды находится портрет и трон Далай-ламы XIV, на котором никто не имеет права сидеть. Религиозные церемонии ведутся на тибетском языке.
Подробнее: Иволгинский дацан
10010809
03092009
Индейцы в Сибири Предки современных индейцев оставили многочисленные следы своего пребывания на территории восточной России - в Сибири и на Дальнем Востоке. Прежде всего, это знаменитая Дюктайская пещера в Якутии, Ушковское озеро на Камчатке, где был найден древний прообраз индейских вампумов, различные места Сибири - север Якутии и Чукотки. Находки в земле Сибири и Дальнего Востока позволили русскому археологу Ю.А. Мачанову проследить путь древних людей из района Байкала, Прибайкалья и Южной Якутии через Чукотку на Американский материк. Предположительно, это переселение происходило 35000-30000 лет назад, а может быть, еще раньше. Некоторые современные археологические находки в Америке отодвигают время появления первых людей на этом континенте до 40000 лет назад. Возможно, если существовал древний материк Арктида, то часть индейцев переселилась с него прямо на Американский материк, минуя Сибирь и Дальний Восток.

Возможно, что основная часть переселенцев попала в Америку после этой первой волны, спустившись сначала из Арктиды в район Южной Сибири и, передвигаясь через Дальний Восток и Берингов перешеек, попала в Новый Свет.
Подробнее: Индейцы в Сибири
212291
10082009
Исследование Сибири Трудно сказать, когда и каким образом происходил процесс познания далекой северной страны - Сибири, но сведения о ней были включены в такой интереснейший документ, как "Книга гор и морей", - полному, единственному и самому первому письменному собранию мифов, легенд и преданий, который на рубеже III-II тысячелетия до нашей эры оформился в виде рукописи с позднейшими вставками, имевшей довольно широкое распространение среди народов юго-восточной части азиатского материка. Однако ученому миру он стал известен буквально в последние десятилетия.

Анализ небольшого, но емкого и чрезвычайно разрозненного текста показывает, что наиболее хорошо знакомый географической объект на Севере у древних народов юго-востока Азии было озеро Байкал. Племена и народы, обитавшие на берегах озера Байкал, представлены в книге в очень фантастическом виде. Что же касается земель более отдаленных, то при описании их авторы не скупились на свой вымысел. Тем не менее, некоторые факты находят подтверждение в исторической этнографии сибирских народов, в том числе бурят.

"Книга гор и морей" описывает озеро Байкал так: "Есть Большое озеро, каждая сторона которого в тысячу ли.
Подробнее: Исследование Сибири
203455
23062009
История Байкала Озеро Байкал расположено в центре Азиатского материка, на территории Иркутской области и Республики Бурятия.

Возраст Байкала: около 25 млн. лет.
Длина озера Байкал - 636 километров.
Ширина Байкала: максимальная 81 километр, минимальная 27 километров, длина береговой линии - около 2000 километров.
Глубина озера Байкал: максимальная более 1640 метров, средняя 730 метров, площадь - 31500 км2.
Объем водной массы Байкала - 23000 км3, от 20 до 30% мировых запасов воды.
Высота над уровнем моря - 456 метров.
Количество островов Байкала – 30.
Количество водотоков - более 500.
Из озера Байкал вытекает одна река Ангара, впадающая в Енисей.
Подробнее: История Байкала
603098
05042012
История БАМа О северном Транссибе мечтали лучшие умы России еще в позапрошлом веке. Первые экспедиции в северные районы Байкала царская Россия проводила в конце 19 века, изучая альтернативные пути для прохождения Трансибирской магистрали. В 1888-1889 гг. были проведены работы Забайкальской экспедицией О.П. Вяземского.

Оказалось, что северное направление намного сложней южного. Только на одном участке Ангаро-Байкальская линия должна пересечь пять больших рек - Ангару, Илим, Лену, Ханду и Киренгу и пять водораздельных хребтов - Илимский, Березовский, Ленский, Киренгский и Муйский (с отметками от уровня воды в реках 200-900 м).

А в начале 20 века, в 1914 году, трассу успели даже прочертить на карте. Поэтому дерзкому проекту БАМ должен был брать начало сразу с двух точек Транссиба - уже работавшей в то время южной колеи. На западе от Тулуна линия предполагаемой дороги тянулась до Усть-Кута на «красавице» Лене и сливалась с восточной, от Иркутска достававшей почти до самого Байкала, до его северного мыса, а далее трасса должна была тянуться на север до золотоносного Бодайбо.
Подробнее: История БАМа
312942
23062009
История Бурятии Буряты - одна из самых многочисленных народностей, населяющих территорию Сибири. По мнению академика А. П. Окладникова, формирование бурятского народа в целом можно представить как результат развития и объединения разнородных этнических групп, долгое время проживающих на Байкале, в Прибайкалье. Первые группы монголоязычных племен в этом регионе появились в XI веке.

Под их влиянием часть народа курыкан, проживавшего до этого на территории Байкала и Прибайкалья, уходит вниз по реке Лена, а другая часть ассимилируется с монголами и становится прародителями западных бурят, возникают новые этнические племена хори - монголы. До конца XVII века в Сибири в Прибайкалье не было государственных границ. Наряду с раздробленными бурятскими родами - булагаты, эхириты, хонгодоры, хори на территории Сибири проживали различные монголоязычные родоплеменные группы, племена тюркского и тунгусского происхождения. Племена свободно передвигались в пределах от озера Байкал до пустыни Гоби. Только с установлением в 1727 году русско-китайской границы это передвижение прекратилось, и появились условия для формирования бурятской народности.

История Бурятии На карте Республики Бурятия
Подробнее: История Бурятии
206642
02072009
Итанцинский острог Итанцинский острог - одно из первых упоминаний прибайкальских селений в документах – челобитная казачьего десятника Ивана Астраханцева от 1669 года, который "призвал иноземцев братских людей разных родов во многолюдстве разных улусов в вечное холопство и в ясашный платеж в Нерчинской". В этой челобитной, в частности, говорится: "Я Ивашка с казаками из Нерчинска шюлегу Тураку с товарищи разных родов со всеми их улусы поставил в Нерчинском уезде под Итанцинское зимовье край Селенги реки и к морю на Кударинскую степь, на породное их место, где жили прадеды и деды и отцы их".

О характере взаимодействия русских и бурят в те годы говорит и следующий документ. В 1682 году "воровские мунгальские люди" отогнали у бурят с Итанцы, т.е. находившихся под ясаком Итанцинского острога, около двухсот коней и из-под Удинска шестьдесят верблюдов, принадлежавших нерчинским казакам. Погоня за ворами привела к кровавому столкновению, в результате которого "служилые и промышленные люди, потеряв несколько человек убитыми, вынуждены были отступить".

Итанцинский острог На карте Республики Бурятия
Подробнее: Итанцинский острог
101913
03092009
КБЖД Кругобайкальская железная дорога или Кругобайкалка (далее КБЖД) это железная дорога в Иркутской области, уникальный памятник инженерного искусства, одна из интересных достопримечательностей Сибири и Байкала. КБЖД проходит вдоль южной оконечности озера Байкал от города Слюдянка до поселка Порт Байкал, по Олхинскому плато.

По КБЖД от начала до конца это классический туристический всепогодный маршрут длиной в 84 километра. Пройти его пешком наслаждаясь одновременно и видами на озеро Байкал, и красотами инженерных сооружений, проникаясь духом таинственности единственного в своей неповторимости участка Байкала - именно эти дни и будут потом вспоминаться всю жизнь.

Переход можно начинать с поселка Култук, города Слюдянки или на станции Порт Байкал, с ними город Иркутск имеет автотранспортное сообщение, а со Слюдянкой и железнодорожное. Туристический маршрут обычно начинают от Слюдянки или поселка Култук туристы из Республики Бурятия и Читинской области. Туристы с запада и Иркутска приезжают в поселок Листвянка, затем переправляются через Ангару, в Порт Байкал на 72-м километр КБЖД, чтобы идти на восток, на КБЖД отсчет километров сохранился от города Иркутска, от нулевого километра.

КБЖД КБЖД на карте Иркутской области
Подробнее: КБЖД
627669
09042012
Кижингинский дацан Кижингинский дацан является одним из крупнейших дацанов Республики Бурятия, он построен в 1991 году. На территории Кижингинского дацана находится 4 дугана: Деваажин-дуган, Маани-дуган, Сахюусан-дуган и Цогчен-дуган.

Главный храм (Цогчен-дуган) двухэтажный каменный, остальные дуганы - деревянные. Ламы Кижингинского дацана получили образование в дацанах Бурятии, Монголии и Индии. Архитектура главного и малых храмов традиционна, отличительная особенность - роспись на стенах, картины, выполненные резьбой по дереву.

Кижингинский дацан является единственным дацаном в Бурятии, на территории которого возведены по всем канонам, но в современном материале (железобетоне), большие статуи Будды Шакьямуни и Майтреи, имеется дуган в виде пещеры, посвященный средневековому поэту Милорепа, сохранены традиции украшения дацана деревянными резными рельефами.
Подробнее: Кижингинский дацан
101977
05042012
Киндигирский род Киндигирский род – это особый род эвенков, которые по образу жизни и роду занятий они делились на горных тунгусов - «ороней» (от эвенкийского «Орон» - олень), ведущих кочевой образ жизни, и береговых - «ламученов» (от эвенкийского «Ламу»- вода, море).

Стойбище Душкачан располагалось на высоком берегу реки Душкачанки, с северо-востока его защищали горы, вокруг был лес, пастбища для оленей. В 12 километрах - озеро Байкал и устье реки Кичера. Тут и остановились киндигиры.

Название «Душкачан» - эвенкийского происхождения. Оно означает «Отдушина», то есть протока, входящая и выходящая из реки Кичера. Много лет назад село Душкачан являлось главной резиденцией Киндигирского рода. В1880 году тунгусы разделились на 4 рода. За 50 лет количество их уменьшилось в 5 раз. Причинами сокращения их численности послужили эпидемии оспы, ссыпного тифа, туберкулеза и другие болезни. Оскудение животного мира тайги Восточной Сибири, где охотились эвенки, послужило их материального положения.
Подробнее: Киндигирский род
411974
10032011
Краеведческий музей на острове Ольхон Краеведческий музей на острове Ольхон в поселке Хужир Иркутской области, основан в 1953 году Николай Михайловичем Ревякиным. Его основатель - замечательный исследователь, талантливый учитель и педагог краеведения в небольшой школе на острове Ольхон.

Краеведческий музей на острове Ольхон интереснейший по разнообразию экспонатов и экспозиции, энтузиаста в мире краеведения - Ревякина Н.М.. Музей на острове Ольхон, который он создал - это частица его огромной любви к природе озера Байкал и людям живущим на его берегах. В музее вы будете удивлены разнообразием археологического материала с острова Ольхон как со стоянок древнего человека, так и предметами быта коренных жителей острова - бурят. Никто из туристов не останется равнодушным к красоте фауны и флоры острова Ольхон.
09042012
Курумканский дацан В 1818 году в местности Улан Борогол – в восточной части течения реки Боргол, южнее села Хилгана, ныне Баргузинского района Республики Бурятия – был сооружен «Хурдын Сумэ» – небольшой дуган.

В 1827 году был построен большой деревянный Цогчен-дуган рядом с «Хурдын Сумэ». В 1829 году ему дали название Борогольский дацан «Гандан Ше Дувлин». В 1837 году Борогольский дацан был переименован в Баргузинский дацан. В 1857-1858 годах ввиду ветхости зданий было решено перекочевать в местность Сагаан-Нур, где был заново отстроен весь комплекс дацана.

В начале XX века Баргузинский дацан на Сагаан-Нуре был вновь перевезен на Барагханский целебный источник, и впоследствии, к сожалению, разрушен. В 1990 году был проведен радиомарафон для сбора средств на строительство Баргузинского дацана.

Было решено построить Баргузинский дацан близ села Курумкан.
Подробнее: Курумканский дацан
301889
20122012
Кухня Восточной Сибири Несмотря на то, что кухня Сибири и в частности Восточной Сибири известна давно, широкое распространение она получила примерно с XIX века, когда усилилась интенсивность торговли, которой в свою очередь, способствовало строительство в Сибири железных дорог.

Традиционным для сибиряков всегда были дары тайги и производимые в хозяйствах продукты, что обусловило сочетание мяса, дичи, рыбы и таежных трав и ягод.

Овощные культуры Сибири представлены тыквой, репой, морковью, свеклой, капустой, огурцами и картофелем. Помимо известных способов приготовления и засолки этих культур, широкое распространение получили драники (котлеты из тертого сырого картофеля) , а салаты, приготавливаемые на основе местных продуктов, были завезены в Сибирь с Запада.
18052012
Кяхта и монгольская революция Немного истории. В 1887 г. Цинское правительство разрешило китайцам переходить Великую стену. Был взят курс на то, чтобы превратить Монголию и Тибет в обычные китайские провинции. К 1911 г. китайцы колонизировали значительную часть Внутренней Монголии. Колонизация Халхи (Внешняя Монголия) началась лишь в 1911 г. и была не столь интенсивной, но и здесь она представляла угрозу. 27 и 28 июля 1911 г. в Урге прошло тайное собрание феодалов под председательством Богдо-гэгэна VIII. На нем решили отделиться от Китая при поддержке России. 1 декабря 1911 г. в Урге было обнародовано «Воззвание». В нем отмечалось, что теперь, согласно древним порядкам, следует установить свое национальное, независимое от других, новое государство. Переворот в Урге прошел бескровно. В ряд городов Внешней Монголии, Баргу и Внутреннюю Монголию были разосланы призывы свергать маньчжуро-китайскую власть для восстановления единой Монголии под властью Богдо-гэгэна, который «будет избран монгольским ханом и защитником всего монгольского народа». 29 декабря 1911 г. в Урге прошла церемония возведения Богдо-гэгэга VIII на трон Богдо-хана Монголии. Этот акт означал восстановление независимости, символом которой стал высший духовный наставник монголов, получивший теперь и высшую светскую власть. Богдо-хан стал править под девизом: Многими Возведенный. В своем первом указе Богдо-хан обещал развивать желтую веру, укреплять ханскую власть, стараться ради благосостояния и счастья всех монголов в надежде, что все феодалы тоже будут служить стране и религии честно и с усердием.
20082012
Кяхтинская поселенческая библиотека Кяхтинская поселенческая библиотека - это информационный, культурный и досуговый центр, содержит около более 300 тысяч экземпляров книг, периодических изданий и других документов. Ее ежегодно посещает более 20 тысяч пользователей, выдается более 500 тысяч источников информации и 11 тысяч библиографических справок.

Адрес библиотеки: Кяхтинский район Республики Бурятия город Кяхта, ул. Крупской 42. Телефон: +7 (30142) 91-0-03, email: kyahtabiblioteka@mail.ru

История Кяхтинской поселенческой библиотеки

Троицкосавская общественная библиотека располагалась в здании по улице Маскова 12, была торжественно открыта 13 декабря 1887 года. Инициаторами создания библиотеки были политические ссыльные народовольцы И.И. Попов и Н.А. Чарушин и местная интеллигенция. Ко времени открытия библиотеки апогей Кяхты торговой был позади.
10042012
Кяхтинский краеведческий музей Кяхтинский краеведческий музей имени академика В.А.Обручева является старейшим музеем Забайкалья. Его экспозиция в настоящее время состоит из 14 разделов. В его фондах содержится более 30000 единиц хранения, в том числе ряд уникальных образцов материальной культуры Центральной Азии, а также богатую библиотеку, в которой хранятся письменные свидетельства по древней и современной истории.

Вводный комплекс рассказывает об экономической, духовной и культурной жизни города Троицкосавска со слободой Кяхта конца ХIХ века. В оформлении выставки использованы фотографии Н.А. Чарушина и выдержки из книги И.И. Попова «Минувшее и пережитое». Манекены китайцев (одни из первых экспонатов музея) дают представление о тех китайских купцах, которые жили и торговали в Маймачене, в городе, который соседствовал с Кяхтой до 1921 года.

Отдел природы Кяхтинского краеведческого музея представлен двумя разделами: «Тайга» и «Лесостепь». В них раскрываются особенности животного и растительного мира этих зон Республики Бурятия. В экспозиции представлены чучела животных, птиц, образцы растений, почв, макеты и картины ландшафтов лесостепи и тайги.
20082012
Кяхтинский краеведческий музей в Сибири Кяхтинский краеведческий музей имени академика В.А. Обручева в Кяхтинском районе Республики Бурятия называют «Жемчужиной Сибири» не только из-за уникальности фондов, хранящих более 100 тысяч экспонатов, но и потому, что здесь нашла отражение история прошлого Южного Забайкалья.

В организации Кяхтинского краеведческого музея активное участие приняли представители местной интеллигенции П.С. Михно, Ю.Д. Талько-Грынцевич, В.С. Моллесон, И.И. Попов, Н.А. Чарушин, А.П. Мостиц, М.В. Лисовский, и др. Одним из первых коллекционеров зарождающегося музея и первым его хранителем был П.С. Михно, ставший впоследствии первым директором.

Днем основания Кяхтинского краеведческого музея в Кяхтинском районе Республики Бурятия принято считать 1 августа 1890 года, когда была сделана первая запись в Главной инвентарной книге музея.
02092009
Легенды Байкала Ангарские бусы

Кого в глубокую старину считали самым славным и могучим богатырем, которого все боялись, но и почитали? Седого Байкала, грозного великана. А славился он еще и несметными, бесценными богатствами, которые стекались к нему со всех сторон от покоренных им и обложенных данью - ясаком - окрестных богатырей. Насчитывалось их более трехсот. Собирал ясак верный слуга Байкала - богатырь Ольхон, у которого был крутой и жестокосердный нрав.

Неизвестно, куда бы девал с годами всю добычу Байкал и сколько бы он ее накопил, если бы не его единственная дочь Ангара - синеокая, капризная и своенравная красавица. Очень огорчала она отца своей необузданной расточительностью. О, как легко и свободно, в любой миг расходовала она то, что собирал ее отец годами! Бывало, журили ее:

- На ветер бросаешь добро, зачем это?
Подробнее: Легенды Байкала
012538
12042010
Легенды Байкала часть 2 Гордый Иркут и мудрый Мунко-Саридак

Давным-давно то было, то время никто не помнит, рек еще не было в помине, озера только набирали воду по каплям, горы еле заметно поднимались над землей, и тайга стояла тихо-тихо, потому что лес был не выше травы и звери походили на букашек. Все это было здесь подвластно только одному старому седому Мунко-Саридаку, который служил верно и честно грозному Байкалу. Обо всем случившемся он поведал своему хозяину, а хозяин Байкал благодарил старого Мунко за преданность. Так и жили Байкал с Мунко-Саридаком в большой дружбе.

Шли годы, проходили десятилетия, природа брала свое. Росли горы под самые облака, тянулись деревья к солнцу, крошечные деревья и птицы стали походить на громадины, которых начали бояться люди. Вот как-то однажды Мунко прошелся по своим владениям и загрустил. Нет ему счастья, живет долго, а потомков как не было так и нет. От грусти сон не идет, все его куда-то тянет, все что-то он ищет и все время к чему-то присматривается. И вот однажды, уже совсем старым, но все еще сильным и стройным он увидел впереди себя красавицу Ильчир. Он подошел к ней и сказал:
22072010
Легенды Байкала часть 3 О заселении бурятами Восточной Сибири

До прихода русских в Сибири жило много разных народов. Но, как раньше рассказывали старики, в памяти остались только такие народы, как чудь и баргуты. Они на этой пашой земле жили давно, потом поизвелись. После них сюда прикочевали тунгусы. Жили они тут сотни лет и других народов на этой земле не знали. Сот семь-восемь лет тому назад к озеру Байкал начали кочевать буряты. Селились они около богатых рыбой рек, недалеко от тайги, рядом со степями. Почему они бежали с запада, говорят, с Алтая, никто не знает. Видно, князья их там прижимали, а может, что другое было, трудно сказать. Только когда буряты пришли к Ангаре и поселились между ней и Енисеем, понравились им эти места и зажили они здесь в свое приволье.

Услышали за Енисеем, что в этих местах жить привольно, стали оттуда из года в год новые рода приходить. Так оно и тянулось сотнями лет, пока вся земля до самого озера Байкал вместе с островом Ольхон не была занята бурятами.

Зажили тут буряты не то, что жили на западе. Богатства оказались несметные, трава здесь для скота росла выше коня, соболи и белки около юрт ходили, рыбу руками можно было ловить. Об этих местах буряты стали сказки складывать и легенды рассказывать.
19042010
Масленица Праздник Республики Бурятия Масленица - честная, широкая, веселая, семикова племянница, объедуха, сырная неделя – этот праздник празднуется за семь недель до Пасхи. Раньше он длился неделю и приходился на период с конца февраля до начала марта.

Старинный земледельческий праздник пришел в Республику Бурятия вместе с русскими. Праздник означает конец зимы, начало весны и предшествует началу сельскохозяйственных работ.

Каждый день праздника Масленица имел свое название. Понедельник – "встреча", вторник – "заигрыш", среда – "лакомка", "разгул", "перелом", четверг – "разгуляй-четверток", "широкий", пятница – "тещины вечерки", суббота – "золовкины посиделки", "проводы", воскресенье – "прощеный день".
Подробнее: Масленица
001497
13042012
Музей истории Бурятии 9 мая 1919 года состоялось первое заседание "Общества изучения Прибайкалья". При этом обществе и был создан музей - ныне музей истории Бурятии им. М. Н. Хангалова.

Одним из первых поступлений музея были настенные часы декабриста Н. А. Бестужева, которые он собрал во время каторги в Петровском заводе.

В 1921 году в здании бывшего Реального училища (ул. Ленина 11) открылся Прибайкальский областной музей. В 1923 году постановлением Бурятского революционного комитета под представительством М. Н. Ербанова музей был реорганизован в Бурят-Монгольский национальный музей (Верхнеудинский краеведческий музей). В настоящее время Музей истории Бурятии.

В 1924 году музей начал работать в начале апреля. Экспозиция музея занимала три комнаты. В это время в музей были переданы экспонаты Бурвысткома и Прибгубвысткома. Коллекция музея была разбита на три раздела: культурно-исторический, естественноисторический, общественно-экономический.
09042012
Музейный комплекс Светлая поляна Музейный комплекс под открытым небом «Светлая поляна» расположен на живописном берегу озера Байкал, в непосредственной близости к озеру. Песчаный берег, пологое дно, великолепные панорамы Байкала и окрестностей.

«Светлая поляна» - музейный комплекс под открытым небом, выполненный в виде городища-острога времен освоения Баргузинского края в Республике Бурятия казаками первопроходцами 17 века. На территории Баргузинского района расположены русская православная Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, деревянные дома древнерусской архитектуры, бани Сибири и многое другое.

Здесь к Вашим услугам благоустроенные и полублагоустроенные деревянные дома боярско-купеческого типа, в двух уровнях с печью и камином, и открытой террасой с видом на Байкал.
10042012
Мурочинский дацан Мурочинский дацан расположен в недалеко от села Мурочи на правобережье реки Чикой в 60 км на восток от города Кяхта.

Монастырский комплекс состоит из трехэтажного каменного Цогчен-дугана. На север от главного храма в 15 м находится субурган «Лхабав» («Нисхождение Будды Шакьямуни со свитой с неба Тушиты»).

За субурганом небольшая роща, где на деревьях повязаны хий-морин, хадаки. На юго-восток от главного храма расположен дуган, в котором хранится зеленая лошадь Будды Майтрейи. На юго-запад от главного храма находится дуган, в котором хранится камень, с высеченными на нем молитвами на тибетском языке.
Подробнее: Мурочинский дацан
202758
27082009
Название Байкал Тибетский вариант происхождения названия озера Байкал

В 1974 году появилась статья Э. М. Мурзаева и С. У. Умурзакова, в которой авторы проводят идею, что географические названия Иссык-куль и озеро Байкал являются культовыми, возникшими под влиянием религии. Они отмечают, что во многих странах мира есть географические названия, предопределенные анимистическими верованиями и переживаниями или даже сознательным насаждением религией. Культовые географические названия существуют и в Азии, где издревле особо почитались горы, большие озера, реки. Так, монголы всегда поклонялись реке Орхон, принося ей в дар деньги и другие ценности.

Утверждая, что название Иссык-куль означает Священное озеро, авторы статьи пытаются обосновать аналогичное происхождение названия озера Байкал. Ход их рассуждений следующий. Ссылаясь на работы М. Н. Мельхеева, они отмечают, что у прибайкальских бурят существует полная форма названия озера - Байгаал-далай, что означает "обширный, большой водоем, подобный морю". И далее они пишут: "Значит, гидроним представляется тавтологическим образованием: море + море. Но в монгольских языках "далай" имеет те значения "необозримый, вселенский, верховный, всевышний".
Подробнее: Название Байкал
709118
03092009
Народы Сибири и Азии Анализ произведений народного декоративного искусства монголоязычных народов Монголии и Республики Бурятия - монголов, бурят и калмыков показал, что эти народы Северной Сибири и Азии имели тесные культурно-исторические связи не только между собой, но и с народами Южной Сибири - якутами, алтайцами, тувинцами и другими.

Рядом исследователей были высказаны интересные выводы о связях предков современных тюркских народов Сибири с монгольскими племенами.

Особенно сильное влияние на народы Сибири монголы оказали в ХIII веке, когда им удалось подчинить себе народы Саяно-Алтайского нагорья. Политическое господство монгольских феодалов на территории Саян - Алтая и бассейна Верхнего Енисея длилось вплоть до XVI века. До того момента, когда народы Южной Сибири связали свою судьбу с Россией, им пришлось испытать на себе влияние сначала монгольских феодалов, а затем, с XVII веке, и бурятских князей.

По свидетельству Л.П. Потапова, хакасским племенам Сибири приходилось платить дань одновременно киргизским, западно-монгольским и бурятским феодалам.
Подробнее: Народы Сибири и Азии
002292
13042010
Находки в Бурятии Об истории Прибайкальского района Республики Бурятия свидетельствуют многочисленные памятники, имеющиеся на его территории. В долине реки Селенги на озере Байкал известны стоянки человека эпохи палеолита (Еловка, Острог). В конце прошлого века Черский И.Д. в пещере у деревни Острог обнаружил орудия труда палеолитического облика и остатки шкуры мамонта. Однако в настоящее время этот интересный памятник частично уничтожен при строительстве дороги на Покровку.

Неолитические и разновременные поселения Республики Бурятия известны в основном на берегах озера Котокель и в котловинах на восточном побережье озера Байкал (села Баня, Горячинск, Исток Котокельский, Солонцы, Угольная яма, остров Монастырский, Кома, Турка, Черемушки, Ярцы Байкальские, Катково), а также пещера у села Турунтаево.

К эпохе бронзы - раннего железа относится, наскальные рисунки у сел Турунтаево и Югово, а также плиточные могилы близ сел Турунтаево и Татаурово.
Подробнее: Находки в Бурятии
112632
02092009
Находки на Байкале Пещеры Шаманского мыса

Величайшее озеро мира Байкал богато разнообразными пещерами естественного происхождения, которые встречаются в отвесных скалистых берегах и выступающих в озеро мысах, а также на террасах, хорошо развитых на побережье озера Байкал. Пещеры Байкала находятся в древних известковых породах, легко растворимых в воде. Реже пещеры встречаются в гранитах и других горных породах.

Немало пещер находится и на территории Слюдянского района Иркутской области. Здесь известны пещеры Байкала вблизи станции Шарыжалгай, на мысе Половинном, в распадке Улунтуй, на Шаманке и Киркидайском утесе, а также в окрестностях порта Байкал. Много пещер находится в долине реки Иркут. Всего на территории Слюдянского района Иркутской области известно около 20 ниш и пещер естественного происхождения.
Подробнее: Находки на Байкале
304443
12042010
Неолит Байкала Изучение неолита Байкала и Прибайкалья связано, прежде всего, с именем А.П.Окладникова. Одной из основных задач он считал установить порядок последовательной смены древних культур во времени. Эта задача вместе с другими лучшими традициями эволюционизма была унаследована от старой эволюционно мыслившей школы русской науки, представленной такими видными именами, как Д.Н. Анучин, В.А. Городцов, Л.Я. Штернберг и специально в области археологии Сибири - С.А. Теплоухов, Б.Э. Петри, М.П. Грязнов. История изучения неолита юга Средней Сибири, началась с XIX века, в ней работали ведущие ученые нашей страны.

Основные характеристики материальной культуры неолита Байкала и Прибайкалья содержатся в монографиях А.П.Окладникова "Неолит и Бронзовый век Прибайкалья", изданных в 1950 и 1955 годах. Первая содержала классификацию древних погребений долины Ангары, а также главы, где рассматривались выделенные на материалах этих погребений четыре этапа неолитической культуры Байкала и Прибайкалья: хиньский, исаковский, серовский, глазковский.
Подробнее: Неолит Байкала
001961
20042012
Никольская поселенческая библиотека Никольская поселенческая библиотека Мухоршибирского района Республики Бурятия основана в 1931 году. Основателем ее был Семен Донской, направленный в село Никола по путевке комсомола, с его помощью был клуб и изба-читальня.

В 1951 г. Была открыта библиотека в отдельном здании, открытию библиотеки посодействовал зав. отделом культуры Мухоршибирского исполкома никольчанин Леонов Л.С. Фонд библиотеки комплектовался с помощью отдела культуры, районной библиотеки, собирали у населения. Например, учитель истории Калашников И.М. подарил библиотеке 2 чемодана книг. Зав. Библиотекой была Варфоломеева Хоритинья Федотовна (1929 г.р.).
С 1960 г. по 1982 г. возглавлял библиотеку заслуженный работник культуры Бурятии Бодров Иван Ивлевич. Более 30 лет работает в библиотеке Варфоломеева Татьяна, 28 лет Варфоломеева Зинаида Ксенофонтовна.
14052009
Обо В эпоху Чингисхана в Центральной Азии главенствовал шаманизм, ламаизм, пришедший на смену шаманизму, получил распространение в Монголии только к XVI веку.

По шаманским представлениям, на небе обитали могущественные Тэнгрии – высшие божества. Божество-Создатель (Хухэ Мунхэ Тэнгэр) – Вечно Синее Небо (Хухэ Мунхэ тэнгри) – духовное начало. Это реальность, у которой нет начала и нет конца. Вечно Синее Небо считалось мужским началом, дарующим жизнь и охраняющим человеческий род. Тэнгрии, высшие божества, олицетворяют различные природные явления. По древним представлениям шаманистов, на небе обитают 55 западных, добрых, тэнгриев и 44 восточных, злых.

Шаманисты не имели специально построенных храмов. По шаманским традициям, обожествляя природу, люди стремились поддерживать баланс в природе и своими действиями не навредить ей.

Обо На карте Республики Бурятия
Подробнее: Обо
62209495
26052015
Орфографическая ошибка, которая изменила герб Иркутска Мотивы, ставшие основой герба Иркутска, можно увидеть по сибирским печатям 17-го века. Недавно присоединенная к России, огромная территория - Сибирь более других славилась изобилием пушных зверей. Поэтому, герб Сибири представлял собой двух соболей, держащих корону.

В 1690 году у Иркутска появился свой герб, на котором был изображен «бабр, держащий в пасти соболя». «Бабр» на местном наречии – «тигр». Бабр иногда встречался в Забайкалье, которое в 17-м веке входило в Иркутское наместничество, а иногда и западнее озера Байкал. Таким образом, в гербе Иркутска был изображен необычный зверь и соболь. Бабыр (тюркское) — пантера или черный барс. Возможно, именно поэтому позднее изображение на гербе бабра черного цвета.
05042012
Освоение Северо-Байкальского района Освоение Забайкалья началось в 1638 году. Огромная и богатая территория Восточной Сибири становится собственностью царя, а Забайкальские остроги - опорными пунктами в сборе ясака – дани. История Северобайкальского района Республики Бурятия прослеживается за 350-летний период времени. Район сыграл важную роль в освоении современной территории Бурятии.

Первым исследователем Байкала и автором труда «Чертеж Байкала и в Байкал падучим рекам» считают землепроходца, казачьего пятидесятника Курбата Афанасьевича Иванова, который 21 июня 1643 года отправился на Байкал с отрядом в 74 человека. Поднявшись вверх по реке Лена и ее притоку Иликте, перевалив через приморский хребет по руслу реки Сармы, отряд вышел к Байкалу напротив острова Ольхон. Построив суда, Курбат Иванов переправился на остров. В 1643 году в устье реки Верхняя Ангара участник данного похода десятник Семен Скороходов поставил зимовье. Где взимался для государства ясак с тунгусов.
10082009
Освоение Сибири По мере складывания и укрепления Российского централизованного государства происходило расширение его территории - преимущественно за счет освоения новых окраинных территорий, таких как Сибирь.

Проблема заселения русским народом Сибири давно привлекала внимание исследователей. Впервые проявили к этому интерес участники Академических экспедиций, посылавшихся в Сибирь для ее изучения. Однако их интерес к заселению рассматривался в основном в плане изучения роли государства в этом процессе. В целом научное изучение Сибири, озера Байкал и ее отдаленных районов началось с "Истории Сибири" Г.Ф. Миллера. В XIX веке эта проблема нашла отражение в работах П.А. Словцова, А.П. Щапова, Н.М. Ядринцева, Г.Н. Потанина, И.В. Щеглова, Н.Н. Оглобина, П.Н. Буцинского, В.К. Андриевича, Ю. Гагемейстера и других историков XIX столетия. Следует отметить, что в подавляющем большинстве этих работ рассматривался общий процесс освоения Сибири, основание острогов, либо процесс заселения прослеживался в них в узко территориальных рамках. При этом регион Прибайкалья и Забайкалья в подавляющем числе работ названными авторами не затрагивался.

В изучении проблемы заселения Сибири значительно продвинулись историки XX века, в частности
Подробнее: Освоение Сибири
11127688
13042012
Основание Улан-Удэ Одним из самых важных объектов показа на обзорных экскурсиях является Место основания города Улан-Удэ в Республике Бурятия. Улан-Удэ был основан в середине 17 века как казачье зимовье Удинское на слиянии рек Селенги и Уды.

Место, выбранное для основания города, считалось у бурятов священным. Верхнеудинск (такое имя получил впоследствии город) очень скоро стал важным торговым центром, благодаря расположению на караванном пути из Москвы в Китай, так называемом «Чайном пути».

В 1899 году стратегической значение Верхнеудинска возросло после прокладки через город путей Транссибирской магистрали (Транссиба). Транссиб коренным образом изменил жизнь города, позволив Верхнеудинску в несколько раз ускорить темпы своего развития.

В 1934 году город был переименован в Улан-Удэ.
Подробнее: Основание Улан-Удэ
003155
Назад
1 2
Последние сообщения с форума
Отдых на Байкале в коттедже "УтуликЛюкс", написал Sergei2009
Ответил Sergei2009, А что на снежной? Куча испражнений, все загадили. Я построил еще гостевой дом на 1-2семьи. Квадроцикл, велосипеды, судно на воздушной подушке, тир, бо...
Отдых на Аршане, написал Natalia
Ответил BaikalGol, Отдых и размещение в гостевых домах п. Аршан, приглашаем: http://www.otdyh-v-...
Безенги, центральный Кавказ, горный поход. Отчет, написал olka30
Ответил vazonov11, классный отчет.
Кто в Иркутске качественно предлагает туры на Ольхон, написал Nudaurr
Ответил Веста, Ангара тур в Иркутске предлагает очень качественно и профессионально туры на Ольхон и не только! В июле отдыхали в отеле в Хоранцах вместе с друзьями...
Турбаза Шумак в Восточном Саяне, написал Vika
Ответил Марина, вика, а скажите пожалуйста, сколько стоит это удовольствие,как найти группу и где это лучше делать, может дадите какие нибудь ссылочки или адреса почт...
Приглашаю в Хакасию, написал choopi
Ответил choopi, Приглашаю в Хакасию. Акварельный мастер-класс + интересная туристическая программа, конные вылазки, сплав по реке Белый Июс, прогулки по горам и пещер...
Купить билеты до Хужира и Аршана теперь можно online, написал Юлия
Ответил Юлия, Автовокзал Иркутска запустил online сервис по продаже билетов на Ольхон (до поселка Хужир), а также до Аршана и Улан-Удэ. Купить билеты «Иркутск – по...
На Байкале пролив Малое море зарастает спирогирой, написал Saurm
Ответил Saurm, Научную экспедицию «за спирогирой» провели на Байкале ученые Лимнологического института Сибирского отделения Российской академии наук из Иркутска. В е...
Вверх
Рейтинг@Mail.ru
© 2009-2015 Travel-Siberia.Ru

По всем вопросам обращаться на travelsiberia@gmail.com
Использование любых материалов, размещенных на сайте, допускается только со ссылкой на сайт "Турпортал Байкал и Восточная Сибирь"