Если Вы обнаружили опечатку, ошибку или неточность, сообщите нам - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Буддизм, в XVIII–XIX веках все Забайкалье, часть
Сибири и Прибайкалья оказались под влиянием буддийской религии. Вместе с буддизмом на территорию озера
Байкал и Республики Бурятия проникают достижения культур народов Тибета и Монголии. В 1723 году в Забайкалье прибыли 100 монгольских и 50 тибетских лам. В 1741 году императрица Елизавета Петровна издала указ, согласно которому в
Республике Бурятия признавалось существование ламаистской веры и утверждалось 11 дацанов и 150 штатных лам. При дацанах открылись школы, печатались книги. В 1916 году в Республике Бурятия насчитывалось 36 дацанов и свыше 16 тысяч лам.
Проникновение буддизма в Республику Бурятия способствовало распространению среди народа тибетской медицины. Появились медицинские школы или манба-дацаны, где перепечатывались классические трактаты, а также создавались новые труды, обобщающие опыт бурятских эмчи-лам. В медицинских трактатах "Чжуд-ши" и "Вайдурья-онбо" было описано 1300 лекарственных средств растительного происхождения, 114 видов минералов и металлов, 150 видов животного сырья.
Распространение ламаизма происходило одновременно с уничтожением исконной религии бурят – шаманизма. Организовывались гонения на служителей шаманского культа, разрушались и уничтожались шаманистские культовые вещи и капища. Наибольший успех сторонникам буддизма принесло включение в ламаистскую систему бурятских шаманистских культов. Бурятские божества объявлялись тождественными буддийским божествам, культ родоплеменных обо был подвергнут ламанизации. Шаманские эжины получали новые тибетские имена – сабдаки.
После Октябрьской революции в стране началась борьба как против шаманистов, так и против буддистов. В 1931 году старомонгольская письменность была заменена латинской, в 1939 году — русской. С 1927 по 1938 года все 47 дацанов и дуганов, существовавших ранее в Прибайкалье и в
Республике Бурятия, были закрыты и разрушены. С 1938 по 1946 года не действовал ни один дацан. В 1947 году в 40 километрах к югу от
Улан-Удэ был построен Иволгинский дацан, а вскоре возобновил работу и Агинский дацан. В течение последующих 44 лет нужды верующих бурят обслуживали лишь эти два храма. И только в 1991 году к двум действующим добавились еще 10 вновь открывшихся дацанов.
С 1991 году ведется строительство новых дацанов во многих районах Республики Бурятия. Во время путешествий можно посетить действующие дацаны в Тункинской, Баргузинской долинах,
Иволгинский дацан,
Гусиноозерский дацан.
Иволгинский дацан находится в 35 километрах от столицы Республики Бурятия города Улан-Удэ, построенный в 1947 году. Экскурсия в Иволгинский дацан обычно занимает 4 часа и предполагает посещение действующих храмов во время раннего богослужения, посещение библиотеки с уникальным собранием буддийской канонической литературы.
Тамчинский дацан расположен в 150 километрах от столицы Республики Бурятия города Улан-Удэ близ дороги, ведущей в Монголию, на северо-западном берегу Гусиного озера.
Ацаганский дацан Ацаганский дацан расположен в 50 километрах от столицы
Республики Бурятия города Улан-Удэ, это один из 15 вновь открывшихся дацанов. До Октябрьской революции в крае действовали 46 буддийских храмов, но в 30-х годах 44 из них были разрушены. Ацаганский дацан явился последней резиденцией хамбо Доржиева. Близ минерального источника Хара-Ацагат местные миряне сохранили бревенчатый дом, принадлежавший Агвану Доржиеву, учителю и наставнику XIII Далай-ламы. Село Хара-Ацагат дважды посетил Далай-лама IV.
Эгитуйский дацанЭгитуйский дацан расположен в 300 километрах от столицы Республики Бурятия города Улан-Удэ, построен в 1826 году и представлял собой комплекс из четырех дуганов. Сокровищем дацана является статуя Зандан Жуу – Будда из сандалового дерева. По своей архитектуре Эгитуйский дацан один из красивейших. Три дугана – медицинский, философский и астрологический – окружали главный храм. При Эгитуйском дацане действовала типография, одним из почитаемых праздников был Цам.
Нетленное тело Хамбо-ламы Даши-Доржо ИтигэловаВ буддийском мире раньше было известно только три редчайших случая достижения нетленного тела – в Китае, Индии и Вьетнаме. В Китае тело не сохранилось, во время трагических событий в Тибете в 1959 года монастырь Гандэн Сэрдун был варварски разрушен, и нетленное тело Цзонхавы исчезло. Во Вьетнаме подобное тело находится в плохой сохранности, только в Индии в Дхарамсале в резиденции Далай-ламы XIV сохраняются в ступе мощи Линг Ринпоче. Четвертый случай – нетленное тело Пандито Хамбо-ламы – главы буддистов
Восточной Сибири, обнаруженное в прекрасном состоянии в Республике Бурятия, для всех верующих подлинное чудо. Современная наука не в состоянии объяснить природу этого феномена. Тела самых продвинутых йогинов не разлагаются, а сохраняются для потомков нетленными, хотя у всех прочих смертных разложение тела неизбежно, и от них, в лучшем случае, остаются только скелеты. В настоящее время нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова находится в специальном помещении Иволгинского дацана, согласно буддийской традиции, к нему не допускаются женщины, и ни за какие деньги не разрешается фото- и видеосъемка. Но нам было разрешено осмотреть эту реликвию, для всех верующих появление такого нетленного тела большое благо.
11 сентября 2002 году в Иволгинском дацане в
Республике Бурятия состоялось вскрытие саркофага или бухмана в местности Хухэ-Зурхэн, согласно завещанию Даши-Доржо Итигэлова (1852–1927), в котором он говорил своим ученикам - "Вы навестите меня и посмотрите мое тело через 30 лет". Спустя 75 лет после захоронения тело Великого ламы сохранилось в прекрасном состоянии, видны все признаки тела - кожный покров, находятся на месте нос, уши, закрытые глаза. Пальцы рук и локтевые суставы имеют подвижность, а на височной части головы всех удивляет короткий свежий черный пушок волос, выросший как будто вчера. Только великие учителя, уходя из жизни, могут войти в состояние медитации – "самадхи" и очистить свое тело так, что после смерти оно сохраняется нетленным неопределенно долгое время. Присутствующие при вскрытии бухмана руководство Буддийской традиционной сангхи России и медицинские эксперты подтвердили тождественность тела захороненному 75 лет назад Итигэлову. Всеобщее удивление вызвала прекрасная сохранность тела, вопреки времени и необратимости физического распада, Итигэлов узнаваем и сидит по-прежнему в той же самой позе лотоса, которую принял, медитируя, при уходе из жизни.
Даши-Доржо Итигэлов в 16 лет отправился на учебу в Анинский дацан. Там он провел около 20 лет, изучая санскрит, тибетский язык, логику, философию. 24 марта 1911 года его выдвинули на пост Пандито Хамбо-ламы – главы буддистов
Восточной Сибири. Грамотой иркутского губернатора от 11 апреля 1911 года его утвердили в звании Верховного главы всех буддийских дацанов. В 1913 году Пандито Хамбо-лама участвовал по специальному приглашению в праздновании 300-летия дома Романовых и в освящении буддийского храма в столице Российской империи городе Санкт-Петербурге. Ушел из этой жизни Хамбо-лама в 1927 году как настоящий буддийский практик, читая молитву перед учениками и медитируя в позе лотоса. В позе лотоса, в которой Хамбо-лама находился во время медитации, тело поместили в саркофаг в бухмане в местности Хухэ-Зурхэн.
В 1955 году группа лам во главе с Хамбо-ламой Лубсан-Нимой Дармаевым в тайне от властей вскрыла саркофаг с телом, осмотрев его, убедились в хорошей сохранности тела и вернули в саркофаг, засыпав бухман крупными кусками природной соли. В те годы не могло быть и речи о возвращении в дацан тела. Три последних года буддийские священнослужители уговаривали действующего Хамбо-ламу Доржиева повторно вскрыть саркофаг. "В уме я все время держал мысль, что нынешнему поколению буддийских священнослужителей необходимо вновь найти саркофаг Хамбо-ламы и проверить состояние его тела, – рассказывает лама Бимба Доржиев. – Даже во сне я видел, как мы открываем саркофаг, и еще больше утвердился в вере, что если сделать нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова объектом почитания верующих, то это станет большим благом. Но это большая ответственность за дальнейшую судьбу этого драгоценного для нас тела". Центральным духовным управлением Сангхи России решено соорудить специальный саркофаг из стеклопакета и создать все условия для дальнейшей сохранности драгоценной реликвии, которая будет выноситься в храм к верующим только один раз в году.
Иволгинская сопка — Буян-ТугадИволгинская сопка или "Щедрый павлин" расположена в 2 километрах от села Иволгинск и представляет собой колоритное возвышение, издалека напоминающее форму головы. Северо-западный склон сопки пологий, ровный, а юго-западный скалистый, обрывистый. В хорошую погоду она видна из столицы Республики Бурятия города Улан-Удэ.
У подножия горы некогда была
пещера, которая имела несколько входов. В ней жили люди. Для защиты они разводили костры и поэтому все входы в пещеру закопчены. Раньше там было множество наскальных рисунков, изображения зверей и птиц, но со временем входы оказались завалены крупными глыбами. Последний вход в пещеру засыпан в результате землетрясения 1959 году.
Рядом с заваленной пещерой находится ниша Гун-Саба, названная так в честь популярного в бурятских легендах Саввы Рагузинского — русского посла к китайскому императору, основателя города
Кяхты.
Для местных жителей сопка служит священным местом, здесь устраиваются молебны с обильными угощениями и жертвоприношениями духам.
На вершине горы был субурган, частично отлитый из чугуна на Петровско-Забайкальском металлургическом заводе в
Сибири. В нише субургана горела вечная зула, ее заправляли и зажигали поочередно все жители бывших деревень Магадни, Боро-Гурбо. В 20-х годах субурган поразила страшной силы молния и расколола его на части, которые скатились вниз. Новый субурган построен в 1991 году по решению сельского схода на народные средства.
Также можно осмотреть обо, которое находится в Республике Бурятия 400 метрах от Кяхтинского тракта на вершине невысокой горы и представляет собой каменную насыпь с воткнутыми в ее стволами деревьев и навешанными лоскутками материи с текстами буддийских молитв. Рядом с обо находится более древнее культовое место эпохи бронзы – наскальные рисунки или петроглифы с остатками жертвенных приношений.
Алтан-СэргэВ Сибири на территории Тамчинского дацана, перед входом в Цогчин, находится легендарный археологический памятник — "оленный камень" или Алтан-сэргэ – "золотая коновязь", уникальный образец наскального искусства эпохи бронзы, которому, по определению археологов 3,5 тысяч лет. "Оленный камень" получил свое название от высеченных на нем изображений оленей. Первоначально "Алтан-сэрг" был установлен на погребальном комплексе святилища, а спустя сотни лет перевезен ламами и установлен у портала центрального дацана Цогчин. По легенде, каменная стела, стоящая у входа в главное здание монастыря, служила коновязью для священных лошадей небожителей, когда те приезжали на праздник Цам-хурал или Термен в 1912 году. В 1931 году Алтан-сэргэ с территории комплекса исчез, и только в 1989 году в фундаменте одной из разрушенных построек случайно были найдены фрагменты "оленного камня". Из шести найденных обломков восстановлен первоначальный вид памятника.
Алтан-сэргэ изготовлен из цельного куска камня четырехгранной формы высотой 2,6 метра. На всех четырех гранях-плоскостях размещены высокохудожественные многофигурные композиции. Среди насыщенного орнамента выбиты летящие в галопе олени.