Иволгинский дацан на карте Байкала
Если Вы обнаружили опечатку, ошибку или неточность, сообщите нам - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Иволгинский дацан находится в 35 километрах от столицы
Республики Бурятия города Улан-Удэ, построенный в 1947 году. Экскурсия в Иволгинский дацан обычно занимает 4 часа и предполагает посещение действующих храмов во время раннего богослужения, посещение библиотеки с уникальным собранием буддийской канонической литературы.
На протяжении длительного времени Иволгинский дацан был резиденцией Центрального духовного управления буддистов России и его главы Бандидо-хамбо-ламы. Прежде чем войти в храм, необходимо обойти территорию дацана по ходу солнца, вращая при этом хурдэ – молитвенные барабаны. Каждый поворот барабана равнозначен многократному повторению молитвы. Основное культовое здание, главный храм Иволгинского дацана, построен и освящен в 1972 году. Внутри храма центральное положение занимает наиболее почитаемая и священная статуя Будды в позе, призывающей Землю в качестве свидетеля. В этот момент, предшествующий достижению нирваны, Будда обращается к богине Земли с просьбой засвидетельствовать его заслуги и помочь в борьбе с Марой или Сатаной. Вокруг статуи изображены 16 найданов – подвижников, ниже статуи Будды находится портрет и трон Далай-ламы XIV, на котором никто не имеет права сидеть. Религиозные церемонии ведутся на тибетском языке.
На территории Иволгинского дацана находится также малый храм, субурганы – ступы, которые возводятся в местах нахождения буддийских реликвий, оранжерея со священным деревом Ботхи, крупнейшая в России и
Сибири библиотека буддийских текстов. Основная часть старых книг на тибетском языке, на бурятский и русский языки они не переведены.
Ежегодно в Иволгинском дацане проводятся большие осенний и зимний хуралы. В феврале празднуется Новый год по восточному календарю -
Сагаалган. Главный хурал лета – это праздник Майдари. На праздник Майдари-хурал или бодисатва Майтрейя собирается значительное количество верующих. Церемония продолжается несколько дней, кульминацией становится шествие вокруг храма со статуей Майдари под удары барабанов, звон бронзовых колокольчиков – хонхо и медных тарелок, звуки длинных труб – ухэр-бурэ. Возглавляет процессию символическая колесница Майдари и его статуя, которую несет на руках один из лам. Бодисатва Майтрейя символизирует любовь, сострадание и особые надежды на будущее. Считается, что Майтрейя, как преемник, избранный самим Буддой, должен прийти на землю как Бог грядущего, после последней битвы войска Шамбалы с силами тьмы и невежества на земле.
О празднике Майдари подробно пишет А. Позднеев: "Из числа торжественных годовых хуралов, отличающихся особой церемониальностью, у монголов известны главным образом два: церемония круговращения Майдари и церемония, носящая название "цам". Обе эти церемонии одинаково совершаются только в главнейших, более обширных и многолюдных монастырях как
Иволгинский дацан, но при том церемония круговращения Майдари является гораздо более распространенной у монголов, чем церемония цама. По рассказам лам, церемония круговращения Майдари введена в круг буддийских обрядов во время Цзонхавы. Сам Цзонхава впервые совершил церемонию круговращения Майдари в 1409 году".
Поклонение будущему правителю мира ежегодно проходит в буддийских монастырях Монголии и
Республики Бурятия, праздники цам в настоящее время в монастырях не проводятся.
Прежде всего, заботятся о колеснице с впряженной в нее зеленой лошадью. Каждый год ее красят и полируют. К дню круговращения телегу украшают кусками разноцветной шелковой материи. Открывает шествие хамбо-лама, из Иволгинского дацана выносится статуя Майтрейя или Майдари и ставится на телегу. Вслед за ними в порядке старшинства следуют ламы и несут пять томов священных книг учения о Майдари. Человек шесть лам тянут эту колесницу, а за ними следует высшее монастырское духовенство. Колесница с процессией выходит из монастырских ворот и обходит монастырь снаружи по ходу движения солнца. Раньше в ходе этой церемонии праздничный кортеж останавливался на всех четырех углах храма для проведения хурала и прочтения молитв. При этом колесница каждый раз поворачивалась к разным сторонам света. Движение церемонии предписывалось производить медленно "походкою слона". В настоящее время в Иволгинском дацане церемония движется вокруг монастырских стен без остановок на молитвы достаточно быстрым шагом.