Главная » Населенные пункты » Населенные пункты Бурятии » Республика Бурятия
Туризм. Отдых. Турфирмы. Гостиницы. Турбазы.

Архив

Март 2017
Февраль 2017
Январь 2017
Декабрь 2016
Ноябрь 2016
Октябрь 2016
10082009

Республика Бурятия

Рубрика: Населенные пункты » Населенные пункты Бурятии

Республика Бурятия на карте Байкала
Вам нравится?
да | нет
34
Если Вы обнаружили опечатку, ошибку или неточность, сообщите нам - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Республика Бурятия Административно-территориальное деление Республики Бурятия

Республика Бурятия - республика в составе России, в административном отношении территория Республики Бурятия делится на 21 район, из них 7 районов по природно-климатическим условиям приравнены к северным районам России. В Республике Бурятия 5 городов республиканского значения это - Гусиноозерск, Кяхта, Северобайкальск, Бабушкин, Закаменск, а также поселки городского типа: Заиграево, Баргузин, Таксимо, Каменск и др.

Во главе каждого района Республики Бурятия, города, поселка или села стоит соответствующие местное самоуправление - выборный глава администрации, который формирует администрацию.

Столица Республики Бурятия - город Улан-Удэ.

Численность населения Республики Бурятия более 1 000 000 человек, при средней плотности населения 3 человека на 1 кв. км. Городское население в Республике Бурятия преобладает над сельским. Наиболее заселены южные районы Республики Бурятия, и районы где проходит транссибирская железнодорожная магистраль.

Республика Бурятия многонациональна, в ней проживают представители более 60 национальностей, к коренному населению республики относятся буряты, русские, эвенки, монголы, тофалары, сойоты. В процентном соотношении большинство населения составляют русские - 69% и буряты - 23,7%.

Государственный герб Республики Бурятия обрамлен кругом - символом вечности из трех цветовых полос флага республики, внутри круга волны озера Байкал и горы, вверху золотое "соембо" - традиционный символ вечной жизни, внизу герба - лента "хадага" - символ гостеприимства. Государственный флаг Республики Бурятия представлен тремя цветами - синим, белым и желтым, которые символизируют небо, чистоту, вечность.

История Республики Бурятия

Бурятские роды и племена в древности и средневековье составляли единую этническую общность с другими монгольскими племенами. Древняя и средневековая история Бурятии - неотъемлемая часть единого монгольского мира.

Этноним буряты впервые упоминается в монгольском сочинении "Сокровенное сказание" в 1240 году, наряду с такими племенами как баргуты, хори - туматы, булагачины, кэрэмучины и другие племена, вошедшие позднее в состав бурятского этноса. Бурятские племена в древности жили на северной окраине монгольского мира, в регионе, носившем название Баргуджин-Тукум, по обеим сторонам озера Байкал.

В эпоху Чингисхана и чингисидов буряты входили в состав великого монгольского государства. В середине XVII века Бурятия была присоединена к России, в связи, с чем территории по обе стороны от озера Байкал отделились от Монголии. В условиях российской государственности начался процесс консолидации различных групп и племен. Факторами этого процесса послужили новое административно-политическое управление, вхождение в российскую хозяйственно-административную систему, этнокультурное влияние русского народа. В итоге к концу XIX века образовалась новая общность - бурятский этнос.

После Октябрьской революции были образованы Бурят-Монгольская автономная область в составе Дальневосточной республики в 1921 году и Бурят-Монгольская автономная область в составе РСФСР в 1922 году, в 1923 году они объединились в Бурят-Монгольскую АССР в составе РСФСР. В 1958 году Бурят-Монгольская АССР преобразована в Бурятскую АССР, в 1992 году в Республику Бурятию.

География и природа Республики Бурятия

Республика Бурятия занимающую территорию в 351,3 тыс. кв. км, с запада граница по озеру Байкал, площадь Республики Бурятия приблизительно равна территории Германии и территории Англии, Бельгии, Люксембурга и Дании вместе взятых. Республика находится в центральной части Азиатского материка и граничит на западе с Иркутской областью и Республикой Тува, на востоке с Читинской областью, на юге с Монголией.

Республика Бурятия горная страна, преобладающими формами земной поверхности являются разнообразные горные ландшафты, равнинных участков мало, и все они расположены высоко над уровнем моря около 500-700 метров над уровнем моря, даже уровень озера Байкал - самом низком месте Республики Бурятия находится на высоте 455 метров.

На многие километры с севера на юг протянулись горные хребты Саян, Тункинских гольцов и Хамар-Дабан. Самая высокая вершина Восточной Сибири - гора Мунку-Сардык 3491 метра - расположена в Саянах. Бурятская земля многолика, для нее характерно разнообразие ландшафтов: горная тундра с блюдцами ледниковых озер и сухие степи, поросшие ковылем и типчаком, дремучая тайга и заснеженные пики, плодородные высокогорные степи. Республику Бурятию можно назвать и лесным краем, 70% ее территории покрыто хвойным и лиственными лесами, украшением которых является, конечно же, кедр.

Республика Бурятия характеризуется сравнительно развитой речной сетью, здесь насчитывается до 9000 рек, которые относятся к водосборной площади озера Байкал и бассейнам крупных рек Сибири - Енисея и Лены. К бассейну озера Байкал относится самая крупная река Республики Бурятия - Селенга, а также интересные и своеобразные реки - Баргузин, Верхняя Ангара, Снежная, Турка, Чикой, Хилок.

Вечно синее небо - сокровенное понятие для каждого жителя Бурятии, здесь преобладают ясные солнечные дни, их более трехсот в году, здоровый сухой климат, легко переносимый зимой и летом. Климат в Республике Бурятия резко континентальный, зима продолжительная и морозная, почти безветренная и малоснежная, за исключением побережья озера Байкал. Средняя температура января -24-25С, лето короткое, но теплое, местами даже жаркое, средняя температура июля +17+18С, но в некоторые дни жара достигает +35+40С. Максимальное количество осадков 250-300 мм в год, в горах 300-5000 мм.

Богат и разнообразен животный и растительный мир Республики Бурятия, здесь немало уникальных и редких видов, занесенных в Красную книгу. Всемирно известны баргузинский соболь, снежный барс, красный волк, дикий кот - манул, байкальская нерпа и омуль. На территории Республики Бурятия существует разветвленная система особо охраняемых природных территорий, в Баргузинском и Байкальском заповедниках охраняются экосистемы южного и северо-восточного побережий озера Байкал. В 27 охотничьих заказниках Республики Бурятия занимаются восстановлением и увеличением численности охотничье-промысловых животных.

Созданные в прошлом веке Забайкальский и Тункинский национальные парки ставят своей главной целью не только охрану природы, но и оздоровление населения, и развитие познавательного туризма.

Сегодня в Республике Бурятия в сфере туризма работает множество организации: турфирмы, пансионаты и санатории, турбазы и базы отдыха, гостиницы и отели, детские лагеря.

Интересно отметить тот факт, что в Республики Бурятия существовала исконная философская система отношения к природе, природу буряты рассматривали не только как дом, основу благополучия и богатства, здоровья, но и как основу нравственных и духовных начал. Народ считал себя частицей природы, единой, великой и неделимой, а озеро Байкал рассматривался как живой организм, как сокровище, окутанное тайной и имеющее отношение к космосу и Вселенной, об этом свидетельствуют шаманские летописи.

Отношение к природе, обожествление и почитание ее было продиктовано у бурят уважением и любовью к ней, знанием и соблюдением экологических законов, существующих в природе, а не хозяйственными бытовыми стремлениями. Это обеспечивало им процветание и успешное ведение кочевого скотоводства, об этом свидетельствует бурятский народный эпос "Гэсэр".

Бурят отличали бескорыстная доброта и миролюбие, глубокое уважительное отношение к людям, к природе, к ее живым существам, у народа была целая исторически обусловленная система экологических принципов и традиций, практически все природные ресурсы находились под защитой религии: шаманизма и ламаизма. Никто и не помышлял охотиться в "святых шаманских местах", этим мы обязаны сохранению и спасению от неминуемого уничтожения целого ряда представителей флоры и фауны. Тяжким грехом считался отстрел степного орла, который почитался народом как божественная птица - бурхан Шубуун, как хранитель и врачеватель степных просторов, не говоря уже о лебеде хун шубуун - человек-птица, наделенный в представлении у древних бурят высоконравственной душой - источником вечной любви и поклонения. Исключительно бережно относились буряты к лесам, понимая, что лесные массивы - это кладовая, от которой зависит полноводие рек и озер, богатство и разнообразие животного и растительного мира. Уважительность к природе сказывалась даже в конструкции обуви бурят: носки гутулов специально были приподняты, чтобы при ходьбе не навредить земле.

Республика Бурятия Национальные традиции и культура Республики Бурятия

Преобладающей отраслью традиционного хозяйства бурят было скотоводство, оно сохраняло свое ведущее значение и позже, хотя под влияние русских крестьян буряты все больше стали заниматься пашенным земледелием. В Забайкалье и на озере Байкал было развито типично монгольское кочевое хозяйство, пастбищное, разводили рогатый скот, лошадей, овец, коз и верблюдов. Вспомогательное значение имели охота и рыболовство, промышляли охотой и на пушного и мясного зверя: белку, соболя, зайца, сурка, рысь, бобра, кабаргу, лося, медведя, волка. Главное орудие охоты у бурят - лук со стрелами, рыболовство было развито на побережье озера Байкал, существовал даже промысел нерпы.

В XVII веке буряты занимались выплавкой железа, добычей слюды и соли. Из ремесел были развиты кузнечное, обработка кож и шкур, выделка войлока, изготовление сбруи (упряжи), одежды и обуви, столярное и плотничное дело. Традиционное жилище бурят - юрта войлочная и деревянная, служила не только жилым, но и хозяйственным помещением, где ранней весной содержали телят и ягнят, небольшие размеры помещения и необходимость перекочевок определяли набор предметов домашнего обихода.

Традиционно посуду и утварь буряты делали из кожи, дерева, металла, войлока. В юрте помещались деревянные сундуки, кожаные сумки и войлочные изделия, меблировка ограничивалась низкими столиками, скамеечками, постелью и божницей или онгонами. По традиции юрта делилась на мужскую левую и женскую правую половину, в мужской находилось сбруя, орудия труда и вооружение, а в женской домашняя утварь и продукты питания. Северная сторона юрты считалась почетной и предназначенной для приема гостей, в центре юрты находился очаг, а вверху оставалось отверстие для выхода дыма, как у всех монгольских народов, бурятская юрта ставилась входом на юг.

Непременным атрибутом бурятского двора являлась коновязь или сэргэ в виде столба высотой 1,7 - 1,9 метра, с резным орнаментом в верхней части, сэргэ была предметом почитания, символизировала благополучие и социальный статус хозяина.

Традиционной формой одежды для бурят являются: меховые шубы, шапки, халаты из ткани, унты, женские верхние безрукавки и т.п. Одежда особенно женская украшалась разноцветным материалом, серебром и золотом, в набор украшений входили различного рода серьги, браслеты, кольца, кораллы и монеты, у мужчин украшениями служили пояса, ножи, трубки, огнива.

Кочевое и полукочевое хозяйство обусловило и тип пищи, мясо и различные молочные продукты были основным питанием бурят, из молока приготовляли варенец, сырки, сушеный творог, пенки. Масло получали из сметаны, из кобыльего молока приготовляли кумыс, а из коровьего - молочную водку, мясная пища занимала исключительно важное место в питание бурят, особенно зимой. Лучшим мясом считалась конина, а затем баранина, существовал и особый способ убоя животных: например делали разрез на животе и, просунув руку в него, разрывали диафрагму, а затем аорту. У бурят придавалось особое значение тем или иным частям туши: голова, лопатка, бедренная кость, сердце и соответственно их раздача, при приеме гостей, производилась по установленным правилам этикета. Широко употребляли в пищу растения и коренья, заготовляли их на зиму: полевой лук, черемша, сарана.

Историческую основу культуры бурят составляет комплекс материальных и духовных ценностей относящихся в целом к культуре монгольского суперэтноса, комплекс этот включал в себя письменные традиции, возникшие в Монголии в XIII веке. В условиях пребывания в составе России, приобщения Бурятии к двум системам культуры - христианской и буддийской, традиционная номадическая и полуномадическая культура начала трансформироваться и в какой-то мере вытесняться. В итоге образовалась собственно бурятская культура, одним из древних и наиболее ярких видов духовной культуры бурят является фольклор, основные жанры - мифы, легенды, предания, героический эпос, сказки, песни. Широко распространенными у бурят были эпические сказания - улигэры, их размеры от 2-3 тысяч до 25 тысяч поэтических строк, обычное содержание улигэров - борьба богатыря с врагами и чудовищами, исполняются улигэры певцами - рапсодами. Из числа героических поэм самой значительной является "Гэсэр", тысячелетие которого широко отмечалось в Республике Бурятия в 1995 году.

В народном искусстве бурят большое место занимает художественная обработка металла, дерева, камня и кости. Художественное производство в прошлом делилось на профессии мужские и женские, к мужским относилась резьба по кости, дереву и камню, литье, чеканка по металлу, а также ювелирные работы, к женским - вышивка, вязание шерсти, изготовление аппликаций на коже, войлоке и тканях. Основные мотивами в прикладном искусстве были спираль, квадраты, ромбы, зигзагообразные линии, зубцы.

Широко было распространено музыкально-поэтическое творчество, связанное с улигэрами, которые исполнялись в сопровождение двухструнного смычкового инструмента. Наиболее массовый вид народного искусства танец, буряты занятые охотой и животноводством в танце образно запечатлели повадки и характер зверей, птиц, домашних животных: танцы глухаря, орла, наездника, танец - хоровод Ехор. Разнообразны и интересны по своему звучанию народные музыкальные инструменты струнные, духовые, ударные: бубен, хур, хучир, чанза, лимба.

Особый раздел составляют музыкально-драматическое искусство культового назначения - шаманские и буддийские ритуальные действия, мистерии.

Наиболее значительными праздниками у бурят являлись тайлаганы. Они начинались молебном, жертвоприношениями местным духам-покровителям и заканчивались общей трапезой, питьем молочного вина и различными играми-состязаниями: борьба, стрельба из лука, конные скачки. Существует три обязательных тайлагана - весенний, летний и осенний, с утверждением буддизма получили распространение ламаистские праздники - хуралы, устраиваемые при дацанах, наиболее популярные из них Майдари и Цам, приходившиеся на летние месяцы.

В настоящее время из традиционных праздников самыми популярными являются Сагаалган - Новый год по лунному календарю отмечается в январе - феврале и длится в течение месяца, Сурхарбаан празднуют летом, он сопровождается спортивными состязаниями и народными гуляниями.

Этнические и этнографические группы Республики Бурятия

Среди бурят выделяются следующие этнические группы: булагаты, эхириты (Баргузинский район Республики Бурятия, Баяндаевский район Республики Бурятия, Кударинский район Республики Бурятия), хонгодоры (буряты Иркутской области), хори (Агинский автономный округ Читинской области, Хоринский район Республики Бурятия и другие районы Бурятии), буряты северных районов (Баунтский район Республики Бурятия и другие) Республики Бурятия в значительной части - ассимилированные эвенки и селенгинские буряты - центральные и южные районы Бурятии.

В антропологическом отношении буряты - типичные представители центрально-азиатского типа монголоидов, у бурят северных районов Республики Бурятия заметна примесь байкальского типа сибирской, или североазиатской, монголоидной расы.

Язык Республики Бурятия

Бурятский язык относится к монгольской группе алтайской языковой семьи, кроме бурятского среди бурят распространен также монгольский язык. Бурятский язык подразделяется на 15 диалектов и считается родным у 87% российских бурят.

Писменность Республики Бурятия

Большая часть бурят до 1930 года пользовалась старо-монгольской письменностью, в 1931 году на основе хоринского диалекта была создан письменность вначале на базе латинской, а затем с 1939 году и на русской графике.

Этногенез и этническая история Республики Бурятия

В VII - IХ веке Байкал и Прибайкалье населяли племена курыкан, Забайкалье - байегу или байырку, входившие в конфедерацию тюркоязычных племен теле, возглавляемую уйгурами, создавшими Уйгурский каганат 745-840 годах.

В ХII - ХIII веке под напором монгольских племен большая часть курыкан ушла на среднее течение реки Лены. "Сокровенное сказание монголов" 1240 года указывает на покорение в 1207 году живших здесь уже монголоязычных племен - булагачин, кэрэмучин, хорииргэн, в т.ч. бурийат, в русских источниках с 1609 г. постоянно упоминаются братские люди, обитавшие по рекам Иркут, Китой, Ока, в верховьях Лены и Ангары, с конца ХVII века известны племенные группы булгатов, эхэритов и хонгодоров в Прибайкалье и хоринцев в Забайкалье, составлявших бурятский этнос в ХVII веке.

В ХVII - начале ХVIII века из Монголии в Забайкалье и обратно кочевали многочисленные группы монголов, в т.ч. табунут или табунгут, обосновавшегося после установления точной границы между Китаем, куда входила Монголия и Россией в 1727 году в бассейне реки Селенги и ее притоков на территории современной Бурятской республики.

В 1720-30 годах часть булагатов и эхэритов передвинулась в низовья Селенги, на реке Баргузин, а часть хоринцев откочевала в Агинскую степь на территорию современного Агинского Бурятского автономного округа Читинской области, административно-территориальная разобщенность, отсутствие единства в хозяйственно-культурном и религиозном аспектах явились большим препятствием в консолидации бурятских этнических групп в единый этнос, народ. Процесс формирования бурятской народности завершился только к концу ХIХ века, причем этнические группы бурят до сих пор сохраняют особенности в языке и в традициях.

Хозяйство Республики Бурятия

В период появления первых русских переселенцев в Прибайкалье преобладающую роль в экономике бурятских племен играло кочевое скотоводство. Скотоводческое хозяйство бурят основывалось на круглогодичном содержании скота на пастбище на подножном корму, буряты разводили овец, крупный рогатый скот, коз, лошадей и верблюдов. Семьи скотоводов перемещались вслед за стадами, дополнительными видами хозяйственной деятельности были охота, земледелие и рыболовство, более развитые у западных бурят, на побережье озера Байкал существовал промысел нерпы.

В течение ХVШ-ХIХ веков под влиянием русского населения в экономике бурят произошли изменения, чисто скотоводческое хозяйство сохранилось лишь у бурят, живших по реке Онон на юго-востоке Республики Бурятия. В других районах Забайкалья сложилось комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство, при котором только богатые скотоводы продолжали кочевать весь год, скотоводы среднего достатка и владельцы малочисленных стад перешли к частичной или полной оседлости и стали заниматься земледелием. В Прибайкалье, где земледелие в качестве подсобной отрасли практиковалось и прежде, сложился земледельческо-скотоводческий комплекс, население почти полностью перешло к оседлому земледельческому хозяйству, при котором широко практиковалось сенокошение на специально удобренных и орошенных лугах - утугах, заготовка кормов на зиму, приусадебное содержание скота. Буряты сеяли озимую и яровую рожь, пшеницу, ячмень, гречиху, овес, коноплю, земледелие и орудия земледельческого хозяйства были заимствованы у русских крестьян.

Бурное развитие капитализма в России во второй половине XIX века затронуло и территорию Республики Бурятия, а проведение Сибирской железнодорожной магистрали и развитие промышленности в Южной Сибири дало толчок к расширению земледелия, повышению его товарности. В хозяйство зажиточных бурят появляется машинная сельскохозяйственная техника, Республика Бурятия стала одним из производителей товарного зерна.

За исключением кузнечного и ювелирного дела буряты не знали развитого ремесленного производства, их хозяйственные и бытовые нужды практически полностью удовлетворяло домашнее ремесло, для которого сырьем служили древесина и продукция скотоводства: кожа, шерсть, шкуры, конский волос и др. Бурятские кузнецы и ювелиры отличались высоким уровнем квалификации, и их изделия широко расходились по Сибири и Центральной Азии.

Традиции скотоводческого хозяйства и кочевого быта, несмотря на увеличение роли земледелия, и сегодня оставили в культуре бурят значительный след.

Традиционная одежда Республики Бурятия

Мужская и женская одежда бурят относительно мало различалась, нижняя одежда состояла из рубахи и штанов, верхняя представляла собой длинный свободный халат с запахом на правую сторону, который подпоясывался широким матерчатым кушаком или ременным поясом. Халат шился на подкладке, зимний халат подбивался мехом, края обшивались яркой материей или тесьмой, замужние женщины поверх халатов носили жилет-безрукавку - уджэ, имевшую разрез спереди, которая также делалась на подкладке. Традиционным головным убором у мужчин была коническая шапка с расширяющимся околышем из меха, от которой на спину спускались две ленты, женщины носили остроконечную шапку с меховой опушкой, от верха шапки спускалась красная шелковая кисть. Обувью служили низкие сапоги на толстой войлочной подошве без каблука, с загнутым кверху носком. Излюбленными украшениями женщин были височные подвески, серьги, ожерелья, медальоны. Одежда состоятельных бурят отличалась высоким качеством материи и яркими красками, для ее пошива шли главным образом привозные ткани, на рубеже ХIХ-ХХ веков традиционный костюм постепенно стал уступать место русской городской и крестьянской одежде, особенно быстро это происходило в западной части Республики Бурятии.

Традиционные поселения и жилища

Древней формой бурятского традиционного жилища была типичная кочевническая юрта, основу которой составляли легко перевозимые решетчатые стенки. При установке юрты стенки ставились по кругу и связывались волосяными шнурами, купол юрты покоился на наклонных шестах, которые нижним концом опирались на стены, а верхним прикреплялись к деревянному обручу, служившему дымовым отверстием. Сверху каркас покрывался войлочными покрышками, которые обвязывались веревками, вход в юрту всегда был с юга, его закрывала деревянная дверь и стеганая войлочная кошма, пол в юрте обычно был земляной, иногда его выстилали досками и войлоками. Очаг всегда располагался в центре пола, по мере перехода к оседлости войлочная юрта стада выходить из употребления, в Прибайкалье она исчезла уже к середине XIX века и на смену юрте пришли многоугольные в плане деревянные срубные постройки, они имели покатую крышу с дымовым отверстием в центре и были подобны войлочным юртам, нередко они сосуществовали с войлочными юртами и служили летним жилищем. С распространением в Республики Бурятия срубных жилищ русского типа многоугольные юрты местами сохранялись как подсобные помещения.

Внутри традиционного бурятского жилища, как и у других скотоводческих народов, существовало определенное обычаем размещение имущества и утвари. За очагом напротив входа находилось домашнее святилища, где у бурят-ламаистов стояли изображения будд - бурханы и чаши с жертвенной пищей, а у бурят-шаманистов находился ящик с человеческими фигурками и шкурками животных, которые почитались как воплощение духов - онгоны. Над очагом на треногом тагане стояла чаша, в которой варили мясо, кипятили молоко и чай. Даже после перехода бурят в постройки русского типа и появления в их быту городской мебели традиционное расположения вещей внутри дома долго сохранялось почти неизменным.

Пища

В пище бурят большое место занимали блюда, приготовленные из молока и молочных продуктов. Впрок заготовлялось не только кислое молоко, но и сушеная спрессованная творожистая масса - хурут, которая заменяла скотоводам хлеб, из молока при помощи специального перегонного аппарата изготовлялся опьяняющий напиток тарасун, обязательно входивший в состав жертвенной и обрядовой пищи. Потребление мяса зависело от количества скота, которым владела семья, летом предпочитали баранину, зимой резали крупный рогатый скот, мясо отваривали в слегка подсоленной воде, отвар пили. В традиционной кухне бурят был также ряд мучных блюд, но хлеб они начали печь только под влиянием русского населения, подобно монголам, буряты пили кирпичный чай, в который наливали молоко и клали соль и сало.

Социальная организация Республики Бурятия

На рубеже ХIХ-ХХ веков основной формой бурятской семьи была малая моногамная семья, допускаемое обычаем многоженство встречалось, главным образом, в среде богатых скотоводов. Брак был строго экзогамным, причем в расчет принималось родство только по отцовской линии, несмотря на ослабление кровнородственных и родо-племенных связей и замену их территориально-производственными связями, родовые отношения играли в жизни бурят большую роль, особенно у бурят Прибайкалья. Члены одного рода должны были оказывать сородичам помощь, участвовать в общих жертвоприношениях и трапезах, выступать в защиту сородича и нести ответственность в случае совершения сородичам правонарушения, также сохранялись пережитки общинно-родовой собственности на землю. Каждый бурят должен был знать свою генеалогию, некоторые из них насчитывали до двадцати колен, в целом социальный строй Республики Бурятия накануне Октябрьской революции представлял сложное переплетение пережитков первобытнообщинных и классовых отношении. И у западных, и у восточных бурят существовало сословие тайши и нойоны, выросшее из родовой аристократии, развитие товарных отношений в начале XХ века привело к появлению класса сельской буржуазии.

Духовная культура, религия и традиционные верования Республики Бурятия

Республика Бурятия, расположенная в южной Сибири, по обе стороны от озера Байкал, с древних времен была включена в этнокультурные процессы народов центральной Азии, а в последние три столетия стала местом встречи трех вероисповеданий - шаманизма, тибетского буддизма, православного христианства. Однако шаманизм - древняя вера аборигенов края, не был вытеснен двумя мировыми религиями, которые боролись за свое влияние на духовную жизнь людей без видимой агрессии, используя более тонкие приемы воздействия, как нравственно философские проповеди, знание методов психотерапии и торжественные обряды богослужения. Терпимость, проявленная служителями всех конфессий, помогла каждой их них найти свою нишу и более или менее мирно сосуществовать вплоть до установления в крае советской власти.

Шаманизм

Традиционной религией у бурят был шаманизм, бурятский шаманизм выработал целую систему эмоционально насыщенных обрядов и ритуальных действий, способных оказывать огромное влияние на психику верующего.

Шаманские камлания не простой религиозный акт, а целый комплекс театрализованных культовых действий с использованием слова, музыки, пения, изобразительного искусства, благовония, спиртного, света, огня. Воздействие словом было одним из главных в арсенале средств, используемых шаманами. Их пение, чтение молитв, речитатив, удары в бубен, бренчание десятков железных, костяных подвесок на костюме, пляска, гипнотизирование производили сильное впечатление на массы, возбуждали, воспитывали.

Бурятские шаманистские жертвоприношения совершались в разных видах:
капание или брызгание вина, водки;
подношение продуктов, денег, табака;
развешивание разноцветных кусочков ткани на предметах ритуала, онгонах, священных местах, у источника;
разведение огня;
воскурение благовоний;
посвящение живых животных;
заклание жертвенных животных.

Шаманисты в отличие от христиан и буддистов не имели специально построенных зданий для отправления служб, общественные и коллективные молебствия проводятся на открытом воздухе - на вершине или у подножия горы, у реки, у родника, у необыкновенного дерева или скалы. Место жертвоприношений были постоянными и, будучи почитаемыми, относились к святыням улуса, рода. Каждое из них имело своего Эжина - хозяина.

Шаманы и шаманки как посредники между верующими, с одной стороны, и сверхъестественными силами - с другой, считались избранниками неба или бога. Первым непременным условием для того, чтобы стать шаманом, было наличие удха - шаманского происхождения или корня. Внешними признаками шамана, отличавшими его от рядовых верующих в будничной жизни, служили коса сзади на голове, деревянная или железная трость, шапка с лентами, шаманы "белого" происхождения носили белую шелковую или одежду, отделанную горностаевым мехом, и ездили на лошадях белой масти.

Шаманы по своему призванию и назначению - служители культа, но в их лице совмещались традиции гадателя, предсказателя, знахаря, поэта, артиста, знатока родословной, обрядов и традиций, знатока и исполнителя произведений устного народного творчества, знатока и блюстителя норм обычного права.

Ритуалы шаманизма сохранились до сих пор, в дальней дороге путник всегда отдает дань священным местам - обо или бариса.

Православие

Бурятскому православию сегодня уже более 250 лет, основателем бурятской православной церкви считают Нила, в 1682 году началось строительство Троицкого, а в последующем - Посольского монастырей, ставших опорными пунктами миссионерской деятельности Русской православной церкви. В 1727 году учреждена иркутская епархия, имевшая цель распространения православия среди бурят, якутов и эвенков. Крещение часто происходило насильственным путем, местами - в виде небольшой льготы для освобождения от уплаты ясака. В середине XIX века усиление миссионерской деятельности, в этот период на бурятский язык были переведено более 20 наименований христианской канонической и богослужебной литературы, в том числе и Библия. В начале XX века православными числились 85 тысяч бурят, т.е. треть бурятского населения.

Буддизм

Ко времени прихода русских в Забайкалье и на Байкал уже имелись буддийские кумирни и служители культа, в начале XVIII века было установлено наличие 11 капищ и 150 лам. Постепенно их число возрастало и стала практиковать отправка бурятских юношей на учебу в религиозные центры Монголии и Тибета.

В 1741 году указом императрицы Елизаветы Петровны буддизм в его северном ответвлении в форме ламаизма признан одной из официальных религий России, был утвержден штат в 150 лам, освобожденных от податей и повинностей. С этого времени каждый род имел штат лам, благодаря императорской реформе сильно поднялся авторитет лам и хувараков, тогда же и был построен первый бурятский дацан - Тамчинский или Гусиноозерский.

В 1764 году Иркутская губернская администрация возвела настоятеля Цонгольскокого дацана в достоинство Бандидо Хомбо-Ламы - духовного главы бурятского ламства.

В 1851 году было утверждено "Положение о ламаистском духовенстве в восточной Сибири", которым определялось допустимое число дацанов и лам, порядок их комплектования и принципы управления церковью. Вторая половина XIX века - начало XХ века - период бурного развития и утверждения бурятской буддийской церкви, в дацанах работали богословские школы: Цанит, джуд, манба - медицинские, дуйнхор - здесь занимались книгопечатанием, различными видами прикладного искусства, развивалось богословие, наука, переводческое и издательское дело, художественная литература.

Ламаизм, распространенный на территории Республики Бурятия - одно из трех направлений буддизма, для которого характерно существенное усложнение обрядности, одним из наиболее театрализованных и красочных обрядов богослужения был цам - хурал. Цам - буддийская мистерия, представляющая собой священные танцы и пантомиму в масках, которые исполнялись священниками при ламаистских монастырях, первоначально возникшая в Тибете, в Республики Бурятия цам чаще назывался цамом докшитов-гениев - хранителей буддийской веры в их гневном воплощении.

Известно, что в дацанах хранились специальные руководства на тибетском языке по обряду священных танцев и были ламы - тантриты высокого посвящения, руководившие всей церемонией богослужения и постановкой собственно танцев и пантомимы. При крупных монастырях имелись художники, владевшие иконописным мастерством, они же изготовляли маски богов, людей, животных, птиц для цама. Там же трудились мастера по пошиву разнообразных и сложных костюмов для персонажей мистерии. Пышное богослужение цам - хурал докшитов, совершалось один раз в год в начале июля и собирало очень много верующих и любопытствующих.

В 1914 году в Бурятии насчитывалось 48 дацанов с 16 000 лам, с утверждением буддизма в крае связано распространение письменности и грамоты, развитие науки, литературы, искусства, зодчества, ремесел. Он стал важным фактором формировании образа жизни, национальной психологии и нравственности, Буддийская церковь Республики Бурятия выдвинула немало выдающихся людей, Бадмаев и Доржиев.

После октябрьской революции большинство лам лояльно относилось к советской власти, сторонники начавшегося еще в конце XIX века обновленчества выступали за сотрудничество с новой властью, за инновацию в организации и нравственно - догматических принципах церкви. С 1925 года в Республике Бурятия развернулась борьба с религией и церковью, постепенно деятельность церкви свертывалась, все дацаны были закрыты и разграблены, многие тысячи памятников культуры уничтожены, в итоге в конце 30-х годов Бурятская буддийская церковь перестала существовать.

В годы Великой Отечественной Воины возникло движение за восстановление буддийской церкви, что официально состоялось в 1946 году, был построен Иволгинский дацан как резиденция руководства. Подлинное возрождение буддизма в Республике Бурятия началось со 2-ой половины 80-х годов: восстановлены старые, построены новые храмы, открыты школы по подготовке кадров. Буддизм стал одним из факторов национальной консолидации духовного возрождения Республики Бурятия, в 1995 году в системе буддийской церкви Бурятии функционировало уже 16 дацанов.

Республика Бурятия Карта Республики Бурятия
121601
Населенные пункты Республики Бурятия и Восточной Сибири:
  • Бом
    Много песен сложено в народе о приволье, красоте и богатстве Тугнуйской степи. Здесь берет начало в южных отрогах...
  • Музей истории Бурятии
    9 мая 1919 года состоялось первое заседание "Общества изучения Прибайкалья". При этом обществе и был создан музей -...
  • Фестиваль Алтаргана
    Алтаргана – это международный бурятский национальный фестиваль, который проходит раз в два года, в нем принимают...
  • Хори
    Потомки племени хори - нынешние хоринские буряты, как называют также бурят, проживающих в Хоринском районе Республики...
  • Народы Сибири и Азии
    Анализ произведений народного декоративного искусства монголоязычных народов Монголии и Республики Бурятия - монголов,...
  • История Бурятии
    Буряты - одна из самых многочисленных народностей, населяющих территорию Сибири. По мнению академика А. П. Окладникова,...
Республика Бурятия, комментарии:
, 4 февраля 2010 12:12
Информации много и хорошая, но нужно еще добавить что-нибудь интересное.

Например, что-нибудь об маленьких поселках республики Бурятия. Я живу в Ангое, все что мы знаем о своем поселке уже размещено на нашем школьном сайте. Если что обращайтесь к нам, мы всегда рады новым друзьям. пока.
Оставить отзыв, комментарий
Имя:
E-mail:
Последние сообщения с форума
Отдых на Байкале в коттедже "УтуликЛюкс", написал Sergei2009
Ответил Sergei2009, А что на снежной? Куча испражнений, все загадили. Я построил еще гостевой дом на 1-2семьи. Квадроцикл, велосипеды, судно на воздушной подушке, тир, бо...
Отдых на Аршане, написал Natalia
Ответил BaikalGol, Отдых и размещение в гостевых домах п. Аршан, приглашаем: http://www.otdyh-v-...
Безенги, центральный Кавказ, горный поход. Отчет, написал olka30
Ответил vazonov11, классный отчет.
Кто в Иркутске качественно предлагает туры на Ольхон, написал Nudaurr
Ответил Веста, Ангара тур в Иркутске предлагает очень качественно и профессионально туры на Ольхон и не только! В июле отдыхали в отеле в Хоранцах вместе с друзьями...
Турбаза Шумак в Восточном Саяне, написал Vika
Ответил Марина, вика, а скажите пожалуйста, сколько стоит это удовольствие,как найти группу и где это лучше делать, может дадите какие нибудь ссылочки или адреса почт...
Приглашаю в Хакасию, написал choopi
Ответил choopi, Приглашаю в Хакасию. Акварельный мастер-класс + интересная туристическая программа, конные вылазки, сплав по реке Белый Июс, прогулки по горам и пещер...
Купить билеты до Хужира и Аршана теперь можно online, написал Юлия
Ответил Юлия, Автовокзал Иркутска запустил online сервис по продаже билетов на Ольхон (до поселка Хужир), а также до Аршана и Улан-Удэ. Купить билеты «Иркутск – по...
На Байкале пролив Малое море зарастает спирогирой, написал Saurm
Ответил Saurm, Научную экспедицию «за спирогирой» провели на Байкале ученые Лимнологического института Сибирского отделения Российской академии наук из Иркутска. В е...
Вверх
Рейтинг@Mail.ru
© 2009-2015 Travel-Siberia.Ru

По всем вопросам обращаться на travelsiberia@gmail.com
Использование любых материалов, размещенных на сайте, допускается только со ссылкой на сайт "Турпортал Байкал и Восточная Сибирь"