Если Вы обнаружили опечатку, ошибку или неточность, сообщите нам - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Много песен сложено в народе о приволье, красоте и богатстве Тугнуйской степи. Здесь берет начало в южных отрогах хребта Цаган-Дабан, недалеко от старинного улуса Олон-Шебер, течет неторопливо на запад река Тугнуй, и набрав силы от многочисленных притоков, впадает бурливый Хилок.
Село
Бом Мухоршибирского района Республики Бурятия расположено в долине реки Тугнуй.
Происхождение названия села Бом толкуется по-разному, существует много легенд и преданий одна из которых утверждает, название Бом в переводе - мор, сибирская язва пришло к нам от некогда кочующих в этих местах тугнуйских племен. В глубокой древности в тугнуйскую долину прикочевали табангуты, табануты, тунгусы. Долгие годы жили они хорошо. В достатке было кормов для животных и люди радовались тучным стадом. Леса изобиловали дичью.
Неожиданно среди животных начался мор - сибирская язва. И за короткое время исчезли и тучные стада и дикие звери. В долине начался голод. Служители религиозных культов в своих молитвах и предсказаниях вещали людям о гневе богов, в наказание за то, что во время кочевья в эту долину они долгое время двигались против солнца оказавшись бессильными умиловистить гнев богов молитвами и не зная, что предпринять, оставшиеся в живых тунгусы стали покидать долину. В их страшных криках и проклятиях слышалось: "ту-гнуй-и-и"; "бом-бом" (тугнуй - долина смерти, бом-мор, сибирская язва) и много позже эту долину назвали "неприветливой землей". Еще не одно племя приходило сюда, но это название так и осталось до наших дней, шли времена, в XIII веке образовалась могущественная монгольская империя. На территорию
Восточной Сибири пришли люди с иным обличием, иными культурными традициями, иным языком.
Тугнуйскую степь издавна населяли буряты хоринских родов харгана, хубдут, батанай, цаган, худай, жарайт, хальбин, гучит. Существует и другое толкование названия, идущее от географического месторасположения. Бом - высокая скала, отражающая в долине реки Тугнуй труднодоступный проход. По рассказам сторожилов "Бом" произошло от бурятского слова "боогдоо" или "дуурээ", Хабшарангын Бом - место впадения речки Хабмаранга в реку Тугнуй.
Во II половине XVIII века началось заселение Тугнуя
Мухоршибирского района Республики Бурятия русскими крестьянами-старообрядцами. В марте 1767 года в "Заганские деревни" прибыло 453 помещика, которых разместили в Шаралдае, Новом-Загане, Мухоршибири, Никольском.
Старообрядцы (
семейские) быстро установили хозяйственные бытовые связи с коренным населением. Делами тугнуйских бурят ведала Хотогорская мирская губа, (в 1794 году). Контора главного хоринского тайши. В Тугнуйской степи действовали Батанай - Харганатская, Барун - Кубдутская и Батанайская инородческие управы, объединяющие 18 родовых управлений.
В результате реформы в конце 1903 года в Тугнуе Мухоршибирского района
Республики Бурятия образовалась Батанай - Хапганатская волость с 10 управлениями. В 1914 году волость разделена на две: Цолгинскую и Батанай - Харганатскую. В конце XIX и начале XX века традиционное хозяйство бурят Тугнуйской долины претерпевает определенные изменения, постепенно приобретая черты товарного хозяйства.
В бурятских улусах происходит заметное расслоение: с одной стороны выделялось небольшое количество богатых хозяйств, с другой - многочисленные бедняцкие хозяйства. По рассказам старожилов села Бом в наших местах были такие мелкие селения "Хабмаранга", "Бэрэнэй Адаг", "Дээдэ Бом", "Додо Бом", "Худай", "Сагаангууд" и другие.
В Хабшаранге Мухоршибирского района Республики Бурятия жили семьи: Мунхэтэн, Дондогтон, Тагартан, Аюматан, Будожаптан и другие. Некоторые хозяйства пользовались наемным трудом. Известно, что Балданов Цэбэн обладал многочисленными стадами и посевами. В хозяйстве Цэбэна имелось около 1000 голов овец, 100 голов коров, 50-60 кобылиц и полная сума из телячьей шкуры золота и серебра. Один из его батраков по имени Ува украл эту суму и разбросал золотые и серебряные монеты одну часть - в местности "Сагаанууд", а другую часть по улицам соседней деревни Хара-Шибирь.
В жизни тугнуйских бурят немалую роль сыграли дацаны. В 1786 году в Галтай был привезен дацан из "Сухары". Во время введения волостной реформы ламы призывали своих прихожан не волноваться, а подчиняться требованиям властей. В 1912 году в Тугногалтайском дацане был отслужен "горячий молебен всех бурханов по случаю 100-летия победы над Наполеоном", в честь Александра I. А годом позже в двух дацанах широко отмечалось 300-летие царствующего дома Романовых.
В середине XVIII века в долине Тугнуя организуются первые школы, в конце XIX века в селе Новоспаск
Мухоршибирского района Республики Бурятия открылась миссионерская школа для крещенных бурят, в 1902 году в местности Бар - открылась начальная инородческая школа. Среди тугнуйских бурят сохранилась память о ссылках декабристах. Декабрист Н.А. Бестужев произвел здесь зарисовки бурятского улуса Барка и русского селения Хаара-Шибирь. Таково было социально - экономическое положение бурят на рубеже конца XIX и начала XX веков в этих местах.