Если Вы обнаружили опечатку, ошибку или неточность, сообщите нам - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
На юг от столицы Республики Бурятия городе
Улан-Удэ раскинулось редкой красоты земля: высокие горы и хребты Байкала, вековые сосновые боры, песчаные распадки и заливные луга в речных долинах. Здесь расположен
Тарбагатайский район Республики Бурятия. Через Тарбагатай – красивое старообрядческое село проходит Транссибирская автомагистраль Москва – Владивосток. В 22 селах и деревнях района проживает более 18000 человек. Это в основном русское старообрядческое население - семейские.
Семейские – очень яркая и древняя ветвь русского народа – частица допетровской Московской Руси. Кто они, почему оказались в Забайкалье и почему их так называют?
Во второй половине XVII века в истории России произошли коренные перемены. Два крупнейших явления в истории России: раскол и Петр I. Русскому правителю хотелось расположить к России народы, исповедующие православие - славян, грузин, армян, греков. С этой целью Царь решает реформировать и приблизить формы богослужения и обряды к новогреческим образцам, которые были уже приняты в других православных центрах - Украине, Грузии, Армении. Были исправлены книги, изменено хождение посолонь, т. е. хождение по солнцу вокруг аналоя при совершении обрядов, уменьшилось количество поклонов, сильно изменено и церковное песнопение, из-за чего оно фактически лишило "многогласие", которое сокращало службу в церкви.
Введено написание имени Иисус с двумя "и" вся корректировка совершалась в соответствии с обрядами греческой церкви. Для многих верующих показалось, что фактически на Руси введена новая вера. Все сторонники двуперстия в 1656 года были приравнены к еретикам, отлучены от церкви и преданы проклятию. Реформа разделила русскую церковь на два лагеря православия: господствующий и старообрядческий.
Старообрядцы – это та часть русского населения, которая отказалась от нововведений, продолжая придерживаться старой веры, обрядов, бытового уклада. За это они были подвержены жесточайшим репрессиям, многие были вынуждены бежать на свободные земли на Терек, Дон, за Урал, в
Сибирь, а многие за границу, в Польшу.
Во второй половине XVIII века, по указу Екатерины II состоялся насильственный выгон раскольников из пределов Польши, Белоруссии и Украины. Их ждал неведомый край, суровая
Сибирь, нетронутые земли. Первых вывезенных из Ветки в 1766 году старообрядцев поселили недалеко от Верхнеудинска в селах
Тарбагатай, Куйтун,
Большой Куналей,
Десятниково, Бурнашево.
Они селились целыми семьями, поэтому их стали называть впоследствии "
семейские". Они быстро привыкли к суровой природе Сибири, благодаря исключительному трудолюбию семейские скоро выросли добротные селения.
Постоянной опорой в нелегкой судьбе семейских или старообрядцев, вечно гонимых официальной церковью и государством, служила нематериальная культура.
Прошло около 240 лет. Семейские Байкала и Забайкалья прочно вросли корнями в сибирскую землю и обрели здесь вторую родину. Избы семейских – высокие деревянные постройки, их красят внутри и снаружи и моют два раза в год. Если подойти снаружи, чуть рукой достанешь до окошка. Рамы и карнизы во многих избах украшены резьбой и раскрашены. Семейские с XVII-XVIII веков до наших дней сохранили без изменений старинную форму одежды.
Этнография семейских дает неизгладимое представление о своеобразии и самобытности их культуры. Это мы находим в их образе жизни, в быту, в культуре семьи, крепости нравственных устоев, в величавости их одежды, в оформлении жилищ, в росписи их утвари, жилых помещений. До наших дней они сохранили золотой фонд русской народно-бытовой культуры.
Традиционная народная культура семейских представляет уникальное, самобытное этнокультурное явление. Ценность семейских, как исторического, культурного феномена России, трудно переоценить. Им удалось сохранить, духовный опыт, который фактически был утрачен у других групп русского народа. Реликтовый характер имеют народно-певческие традиции, которые являются шедевром устного и нематериального наследия, берущие свои истоки в древнерусской музыкальной культуре и корни которых в глубину средневековья.
Высочайшую оценку заслуживают мастерство и своеобразная техника многоголосного пения, вобравшая в себя множество специальных приемов.
Для того чтобы получить достоверную информацию о жизни народа, проживающего на территории Тарбагатайского района
Республики Бурятия нужно проехать по селам: Тарбагатай, Куналей, Десятниково, Куйтун. Вы окажетесь в конце XIX века на типичной старообрядческой улице.
Посетив музей, созданный при храме в селе Тарбагатай батюшкой вы увидите старинные вещи, иконы, домашнюю утварь, прикоснетесь к далекому прошлому семейских.
На карте Республики Бурятия