Если Вы обнаружили опечатку, ошибку или неточность, сообщите нам - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Пещеры Шаманского мысаВеличайшее озеро мира
Байкал богато разнообразными пещерами естественного происхождения, которые встречаются в отвесных скалистых берегах и выступающих в озеро мысах, а также на террасах, хорошо развитых на побережье озера Байкал.
Пещеры Байкала находятся в древних известковых породах, легко растворимых в воде. Реже пещеры встречаются в гранитах и других горных породах.
Немало пещер находится и на территории
Слюдянского района Иркутской области. Здесь известны пещеры Байкала вблизи станции Шарыжалгай, на мысе Половинном, в распадке Улунтуй, на Шаманке и Киркидайском утесе, а также в окрестностях порта Байкал. Много пещер находится в долине реки Иркут. Всего на территории Слюдянского района Иркутской области известно около 20 ниш и пещер естественного происхождения.
Пещеры Байкала замечательны не только своей причудливой формой, но и тем, что они представляют большой научный интерес. В этих пещерах - встречаются следы обитания древнего человека разных эпох. К сожалению, пещеры Байкала мало исследованы и, поэтому, не много могут поведать о прошлом. Однако у местного населения сохранились предания. Так, например, рассказывают, что в пещере пади Улунтуй находили скелеты людей с железными копьями, а на Шаманке - орудия труда и рисунки на скалах. Глубокое сожаление возникает оттого, что пещеры Шаманского мыса стали легендой. О них можно много говорить, восхищаться ими. Но увидеть пещеры Байкала, а тем более исследовать их уже невозможно. В 1956 году в Иркутске была сооружена плотина ГЭС, перекрывшая Ангару и поднявшая уровень реки, а также озера Байкал на 1-1,5 метра. Таким образом, возникла угроза для существования пещер побережья озера Байкал. Одна из пещер Шаманки, находящаяся на крайней оконечности мыса, оказалась в полузатопленном состоянии, и проникнуть в нее можно с большим трудом - или на лодке летом, или по льду озера Байкал зимой. Попав в эту пещеру, мы окажемся в помещении площадью 2 х 2 метра и высотой около 3 метров. Это - свод, верхняя часть пещеры, стены которой покрыты наледью в зимнее время. Была еще одна пещера Байкала на Шаманском мысе. Видимо, о ней упоминает газета Слюдянского района "Ленинское знамя" за 31 июля 1958 года: "... внизу имеются бухточки и пещера, которые доставят большой интерес любознательным". В 1963 году та же газета писала: "Шаманка издавна привлекает внимание жителей окрестных мест своей дикой красотой и таинственностью. Привлекает она краеведов и загадочными пещерами, в которых наверняка могут оказаться следы человека древнейших времен". Однако уже в 1965 году о пещерах Шаманки говорится в прошедшем времени: "... На Шаманском мысе было очень много больших и малых бухточек, пещер. Вторая пещера находилась у подножия южного обрывистого склона второго холма Шаманского мыса. После поднятия уровня озера Байкал вода вплотную подошла к ней, и в течение всего лишь нескольких лет интенсивная волноприбойная деятельность обрушила пещерные своды. В настоящее время сохранилась только задняя стена пещеры Байкала в виде неглубокой ниши. Вот и все, что для исследователя осталось от некогда знаменитых пещер Шаманского мыса.
Кругоморский тракт на Шаманке Еще в середине XX века береговая линия озера
Байкал была другой. В районе Култукского залива она отстояла на 30-50 метров от современного уреза воды Байкала. И здесь, между Култуком и Шаманским мысом, по байкальскому берегу проходил Кругоморский тракт.
Однако после пуска в эксплуатацию Иркутской ГЭС и создания водохранилища в 1956 году уровень Ангары и озера Байкал повысился на 1,5 метра, и вода затопила прибрежный участок Кругоморского тракта. Теперь только ранним летом, в период наибольшего понижения уровня воды в озере
Байкал, можно по песчаным отмелям и торчащим из воды бревнам разрушенного моста, некогда перекинутого через реку Талую, проследить направление Кругоморского тракта, который, выходя на Шаманский мыс с севера, проходил, очевидно, по перешейку между вторым и третьим холмами. Здесь для ликвидации угла наклона дороги была пробита дорожная выемка. К сожалению, все это было затоплено водой..."
Из истории строительства Кругоморского тракта - В 1861 году Главное управление
Восточной Сибири вынесло решение проложить постоянный тракт вдоль берега озера Байкал от селения Култук до Посольского монастыря, взрывая окрестные скалы и перекидывая мосты через горные потоки. К 1863 году была окончательно устроена треть дороги. К апрелю 1865 года новый Кругоморский тракт был построен от поселка Култук до реки Переемной. По предложению иркутского генерал-губернатора М.С. Корсакова от 13 ноября 1865 года работы по устройству дороги стали производиться политическими преступниками, польскими ссыльными. Было выделено для этих целей 400 человек. В 1866 году сюда же были направлены 700 пленных поляков.
Восстание на Кругоморском тракте. Во время постройки Кругобайкальского тракта в Култуке вспыхнуло восстание, которое подняли сосланные сюда правительством поляки.
24 июня 1866 года вечером Арцимович собрал свою партию - 48 человек на берегу озера Байкал. Был обезоружен конвой, и партия ссыльных, забрав оружие, двинулась на восток. По мере продвижения к ней присоединялись и другие партии каторжан. Для подавления восстания были вызваны войска. В районе поселка Мишиха в июле 1866 года произошло жестокое сражение. Многие поляки погибли, некоторые ушли в тайгу, но их быстро выловили и отправили в
Иркутск. В октябре над ними начался военно-полевой суд. Руководителей восстания Г. Шарамовича, Н. Целиньского, В. Котковского и Я. Рейнера суд приговорил к смертной казни.
Мыс ШаманкаМыс Шаманка представляет собой интересный памятник, где в непосредственной близости располагалось поселение жителей неолитической эпохи и могильник.
Шаманский мыс Южного Байкала уже давно привлекает к себе внимание археологов. Сначала это были случайные посещения с целью сбора подъемного материала и проведения археологической разведки. Затем работа ученых входит в русло систематических исследований в виде стационарных археологических раскопок Байкала. В результате многолетнего изучения Шаманского мыса здесь выявлено в настоящее время семь археологических памятников разного типа и времени - поселение, могильники и петроглифы.
А начиналось это так... Преподаватель истории в Култукской средней школе Анатолий Иванович Комиссаров сообщил, что при строительстве Кругоморского тракта через Шаманский мыс в откосе перешейка между вторым и третьим холмами рабочие находили костяки людей в сопровождении бронзовых орудий. Находки не сохранились. Видимо, отсюда же происходит и костяной гарпун глазковского типа, выловленный рыбаками Слюдянки из воды и переданный в Иркутский областной музей краеведения.
О дальнейших открытиях и находках существует непроверенная и порой противоречивая информация. В 1924 году кандидат исторических наук Павел Павлович Хороших при раскопках вблизи поселка Култук обнаружил следы древнего человека периода неолита Байкала. Эта информация была опубликована в газете Слюдянского района Иркутской области "Ленинское знамя" за 9.08.1973 года - "На днях Култук посетил известный археолог
Сибири, заслуженный деятель наук
Республики Бурятия П.П. Хороших. Он совершил экскурсию в окрестности поселка, где... обнаружил следы стоянки людей каменного века. По словам П.П. Хороших, в этом месте еще в 1924 году он обнаружил следы культуры людей каменного века, с разнообразными орудиями труда".
И еще одно сообщение: "В начале августа 1972 года Алексей Павлович Окладников по пути в Монгольскую Народную Республику сделал кратковременную остановку в Слюдянском районе Иркутской области. Его заинтересовала находка слюдянскими краеведами останков древнего человека на Шаманском мысу. Совместно с лаборантом института истории Сибирского отделения Академии наук А.К. Конопацким он обследовал всю оконечность мыса, собрал подъемный материал на месте древнего поселения почти тpехтысячелетней давности. Академик Окладников высказал сожаление, что вследствие поднятия уровня воды в озере
Байкал оказалась затопленной большая площадь береговой полосы от поселка Култук до Шаманского мыса. В этом районе Алексей Павловича еще в 1929 году раскопал интересные захоронения человека глазковского времени с каменным, костяным и медным инвентарем".
Однако по каким-то причинам сведений об открытии археологических памятников на территории Байкала и Слюдянского района Иркутской области в 1924 и 1929 годах нет в Центре Сохранения историко-культурного наследия
Иркутской области.
И только с 1960-х годов сведения об археологическом памятнике на Шаманском мысе носят более достоверный характер. С 13 октября 1962 года начинается археологическое изучение Шаманского мыса на озере Байкал.
Летом 1965 года в Слюдянский народный краеведческий музей поступило сообщение от школьников об обнаружении ими захоронения первобытного человека на Шаманском мысе. Погребение было найдено по красноватому слою земли и части черепа, которые обнаружились при оползне грунта на Байкале. Это первыми заметили школьники. Они то и разрушили его, принеся в школу череп и найденные вещи и пополнив новыми экспонатами свой музей. Но что могут рассказать эти экспонаты и где они теперь?
В целях сохранения остатков костяка была проведена расчистка погребения, однако ничего, кроме жалких остатков от костей с яркими пятнами охры обнаружить не удалось. Так погибло второе погребение древнего человека на Байкале. И вот буквально через месяц, проплывая на лодке близ одной из скал, А. Тиваненко заметил на дне Байкала какие-то кости. Даже сквозь зеленую толщу воды озера
Байкал была видна их красная окраска. Несомненно, это кость человека, да и притом древняя. Потом поблизости были обнаружены еще разрозненные части скелета. Эти кости упали со скалы, а там, видно, находилось третье погребение. Дальнейшие исследования перенеслись на берег Байкала.
Захоронение располагается на самой высокой точке Шаманского мыса, на краю скалистого обрыва в
озеро Байкал высотой 30 метров, на глубине 20-25 сантиметров от современной поверхности почвы. Восточная сторона могильника вплотную подступает к краю скалистого обрыва, в озеро Байкал и при оползне частично был потревожен. При этом оказалась, что верхняя половина погребенного утрачена - нижняя челюсть, левая сторона черепа, кости левой руки и берцовая кость левой ноги. Расчистка показала, что костяк человека находится в углублении, вырытом в цоколе коренных известковых пород Байкала. Это углубление, как и сам скелет, имеет яркие следы красной охры. Слой земли, окрашенный охрой, заполнял всю поверхность углубления (2-5 см). Костяк человека сильно деформирован, в сторону обрыва создается впечатление, что покойник был положен на левый бок, но, судя по вырытому в цоколе углублению, он был сориентирован головой на северо-восток. У изголовья находились две каменные плиты, представляющие собой, видимо, остатки каменного ящика, в котором был захоронен покойник. В захоронении было найдено 8 костяных проколок-шильев и кинжаловидных острий из рога оленя различного размера, 8 украшений-подвесок из клыков мелкого хищника, 2 каменных наконечника стрел, 2 костяные иголки, 2 фрагмента каменных пластинок для ножа-вкладыша, фрагмент ножа из аргиллита, 3 точильных бруска для шлифования дерева, вернее всего, древков стрел, заготовка нефритового топора, рыба-приманка из бивня мамонта и головка птицы из полого рога и изделие из мягкого камня, не поддающееся определению. Погребальный инвентарь был передан в Слюдянский районный краеведческий музей, а затем выставлен в экспозиции отдела археологии Иркутского музея краеведения.
Датировка погребения - вопрос нелегкий. По инвентарю его можно отнести к китойскому комплексу неолита (Свинин В.В., Хороших П.П.). Например, фигурка рыбки из отслоившейся пластины бивня мамонта по технике исполнения похожа на тонкие пластинчатые изображения рыб, найденные П.П. Хороших в погребении N 3 могильника Циклодром. Ни в более ранее, ни в позднее время пластинчатые фигурки рыб не известны. И вообще этот тип выделяется из обширной коллекции объемных скульптурных рыб-приманок.
Часть инвентаря имеет даже более архаичный, серовский облик. Это относится к шильям из грифельных косточек лося. Но в погребении на Шаманском мысу эпифизы чуть подправлены и имеют шарообразный вид с желобком, разъединяющим ручку и лезвие шила. Фрагмент ножа из аргиллита напоминает собой широкий нож из Угольниковского погребения, полуцилиндрические бруски из песчаника для выпрямления древков стрел и шлифования дерева словно взяты из Китойского могильника. Они появляются в инвентаре охотников и рыболовов одновременно с ножами из аргиллита в Китойское время прибайкальского неолита. Большой интерес представляет отжимник из рога лося, который может быть отнесен к отжимникам наиболее распространенного в серовское время типа в виде продолговатой равносторонней палочки. Такие отжимники особо выделены А.П. Окладниковым из погребений серовского времени на Ангаре. Как и серовские, отжимник из погребения на Шаманском мысу имеет вид короткого, но массивного стержня из отрезка рога лося, круто суживающегося к одному концу. Оба конца его гладко срезаны и имеют вид ровных площадок со следами работы. Этнографическими наблюдениями установлено широкое применение подобных орудий для ретуширования каменных орудий.
Но как бы сильно не было влияние китойской и серовской эпох, в комплексе погребального инвентаря имеются принципиально новые черты энеолитического происхождения. Прежде всего, надо сказать о двух каменных наконечниках стрел. Изучая наконечники стрел глазковского времени, А.П. Окладников разделил их на 9 типов, причем два из них он называет прямым наследием прошлого (Китой, Серово). Именно к этим двум типам и относятся найденные нами наконечники стрел.
Наскальные рисункиНа побережье озера Байкал сохранилось значительное количество фигурных рисунков, на бурятском языке "зурак", высеченных на скалах древнейшими обитателями этого края.
Сюжеты наскальных рисунков Байкала весьма разнообразны но, в общем, они тесно связаны с хозяйственной деятельностью и мировоззрением древних обитателей края. Рисунки принадлежат не одной народности, и давность их различная.
Древние художники при высекании наскальных рисунков Байкала пробивали верхнюю, потемневшую от времени, корку гладкой поверхности мраморовидного известняка и достигали не тронутого временем слоя породы нормально-белого цвета, поэтому контуры изображений своей белизной заметно выделялись на общем желтом или сером фоне скалы.
Первые сведения о наскальных рисунках Байкала сообщил Н. Н. Аганитов в 1881 году. Однако этим исследователем были зарисованы только основные, более четко видимые изображения. Причем рисунки им были сделаны "на глаз", поэтому в них имеются неточности.
В 1921, 1923, 1927, 1949 и 1956 годах наскальные рисунки на озере
Байкал были осмотрены и с них сделаны фотоснимки.
За это же время на берегах озера Байкал были открыты новые наскальные рисунки, о которых не было сообщении в литературе.
Величественная гора Сахюртэ расположена, по левому берегу реки Анги – приток озера Байкал, против улуса Хурай-Нур или Улан-Анга, в 5 километрах на север от села Еланцы
Ольхонского района Иркутской области и в 7 километрах от западного берега озера Байкал. Своим белым цветом гора Сахюртэ заметно выделяется среди других, более темных, гор. Наскальные рисунки на Сахюртэ находятся в четырех местах. Они высечены на гладкой поверхности белого и розового мраморовидного известняка, выходы которого идут рядами поперек горы.
Наибольший интерес представляет первая группа рисунков, высеченных на большой, заметно выдающейся скале Байкала, расположенной на юго-западном склоне горы Сахюртэ, около ее вершины. Скала состоит из белого мраморовидного известняка и находится на высоте более 100 метров над уровнем реки Анги.
Рисунки на этой скале занимают площадь около 8 кв. метров. Высекание фигур сплошное и контурное. Глубина высекания от 1 до 3 мм. Размер фигур от 10 до 35 см. Высеченные на скале фигуры хорошо заметны.
Центральное место на скале занимает прекрасно переданная композиция сцены охоты на коз и маралов с помощью собак. Два пеших охотника - контурное изображение, вооружены луками и стрелами. Один охотник показан идущим на лыжах. Позади охотников изображены - убитая коза и бегущая собака. Фигуры маралов и коз, преследуемых охотниками, переданы вполне натурально, с соблюдением всех характерных особенностей в строении тела этих животных.
Реальность изображений указывает на то, что эти животные были хорошо знакомы древним обитателям
Байкала и Прибайкалья, играли большую роль в их производственной жизни.
В нижней части скалы высечен ламаистский очир - символ громовой стрелы и водоплавающая птица — гагара.
На левой половине скалы изображены небольшие человеческие фигуры, а также куланы, быки, козы, лоси и другие трудноопределимые животные. Часть изображений не закончена. Некоторые человеческие фигуры высечены в позе борьбы с каким-то животным - возможно с медведем. Большой интерес представляет фигура кулана джегетая, третья фигура слева в первом ряду, она указывает на то, что это животное обширных открытых пространств Монголии когда-то водилось и на Байкале и в Прибайкалье. Это предположение подтверждается также высеченными изображениями куланов, сохранившимися в Кудинских степях на скалах Манхай и Укыр, и находками костей этого животного найденными в пещерах Байкала. Рисунки первой группы являются наиболее древними из всех остальных изображений, сохранившихся на горе Сахюртэ. Они относятся к ранней поре железного века и имеют давность около 2500—2200 лет. Изображение ламаистского очира относится к рисункам позднего происхождения, вероятно, оно было сделано ламами, посетившими остров
Ольхон в конце XVIII века.
Знак в виде скобы, высеченный рядом с водоплавающей птицей, по-видимому, является родовым знаком.
Вторая группа рисунков сохранилась в 150 метрах на северо-запад от первой группы. Здесь на гладкой поверхности скалы из серого мраморовидного известняка сплошной протиркой или обводкой по контуру изображены: всадник на лошади, стреляющий из лука, коза, як и лежащий марал, встреча собаки с медведем.
На одном из выступов скалы сплошной протиркой изображены собака и козы. В изображении фигур этой группы рисунков заметны закругленность и некоторая шаблонность. Размер фигур от 15 до 28 сантиметров. Рисунки второй группы, вероятно, относятся к древнетюркским изображениям курыканского времени, и их можно датировать примерно VII—XI веками нашей эры.
Эти рисунки аналогичны курыканским изображениям, известным в долине реки Куды - правый приток реки Ангары, на горах Манхай, Байток, Укыр, Улан-хада, Булук и на скалах верхнего течения реки Лены.
Третья группа рисунков сохранилась в 160 метрах на северо-восток от первой группы, на небольшом выступе серого мраморовидного известняка. Здесь легкими царапинами изображен неправильный шестиугольник с линиями внутри его. Ниже шестиугольника —ряд параллельных и пересекающихся линий. Это начертание, по-видимому, служило каким-то условным знаком, и давность его определить затруднительно.
Четвертая группа рисунков находится на южном склоне горы Сахюртэ на озере
Байкал, у самой ее подошвы, налево от дороги, идущей между горой и рекой Ангой. Изображения высечены на гладкой поверхности большой, прямостоящей плиты из светло-розового мрамора, размером 2,5х2 метра. На плите высечены идущие друг за другом сохатые, маралы, козы, коровы и другие животные. Некоторые рисунки не закончены. Высекание фигур сплошное, но не глубокое. Самые большие изображения имеют длину около 35 сантиметров. От времени рисунки покрылись натеком извести и потому они не все хорошо заметны. На отдельно лежащей у самой дороги плите из розового мрамора высечена фигура косули.
Рисунки четвертой группы одновременны рисункам первой группы, высеченным на вершине горы Сахюртэ.
По словам местного, старожилы, на скале у подошвы горы Сахюртэ были высечены рисунки, изображающие сцены охоты на коз и маралов, но во время разработки мрамора в 1913 года они были разрушены.
На вершине горы Сахюртэ сохранились остатки городища курыканского времени, обнесенного каменной стеной, и сторожевая — сигнальная вышка. Примерно в 3 километрах на запад от горы Сахюртэ, на левом берегу реки Анги, на скале из серого мраморовидного известняка сохранилось высеченное изображение всадника в монгольской одежде.
Бухта Ая находится на западном берегу озера Байкал примерно в 3 километрах к северу от устья реки Анги, впадающей в озеро
Байкал, и в 12 километрах от поселка Еланцы. Наскальные изображения на берегах бухты Ая сохранились в трех местах.
Основная группа рисунков высечена на скале из белого мрамора, обращенной на южную сторону, т. е. в сторону озера Байкал. От берега Байкала скала находится примерно в 100 метрах. Фигуры людей и животных на скале изображены различными способами - сплошное высекание, высекание по контуру, протирка всей фигуры.
Три человеческие фигуры, высеченные по контуру, изображают шаманов. Размер наибольшей фигуры 25х45 сантиметров. Глаза у этих фигур обозначены точками, поперек тела проведены линии. У одной фигуры на плечах изображены гвоздевидные придатки. Поднятые вверх руки, возможно, являются символом молитвенного обращения к небу. Подобные изображения шаманов на озере Байкал сохранились на скале Саган-Заба, есть они также на скалах в Кудинской степи, на реке Белой, вблизи Мальты, и на многих скалах Байкала и Приангарья.
Две человеческие фигуры, переданные сплошным высеканием, изображают стрелков, стреляющих из лука с колена. Размер этих фигур 7х10 сантиметров. Отдельно высечено изображение стрелы длиной 23 сантиметра. Из животных на скале сплошным высеканием очень правдиво переданы фигуры лебедя (1.0х16 сантиметров), осетра (7х30 сантиметров),
нерпы (5х23 сантиметра) и лося.
На этой же скале Байкала между древними, глубоко высеченными фигурами, сохранились слабо вырезанные по контуру изображения человека, коз, оленей, собаки и других животных.
Некоторые рисунки трудно поддаются объяснению, возможно, что они изображают отдельные атрибуты шаманства, эмблемы, знаки или тавро — родовые знаки собственности.
Рисунки на скале имеют различную давность, к более древним относятся глубоко высеченные фигуры стрелков, лебедя, нерпы, осетра, лося. Эти рисунки одновременны изображениям первой группы на горе Сахюртэ.
Изображения людей и животных, а также фигуры шаманов, переданные по контуру неглубокой резьбой, относятся, вероятно, к рисункам курыканского времени. В 80 метрах на запад от этой основной группы рисунков, почти у самого берега озера
Байкал, на одном из выступов скалы, сложенной из серого мраморовидного известняка, на высоте около 2 метров над Байкалом сохранилось изображение шамана с бубном, около которого высечен лук со стрелой. Высота фигуры шамана 13 сантиметров. Это изображение, по-видимому, относится к числу древне бурятских рисунков.
В 1948 году на больших гранитных плитах, находящихся на террасе в южной части бухты Ая, были обнаружены слабо высеченное изображение солнца и родовой знак, эти изображения покрыты лишайником серого и красно-бурого цветов. Давность этих изображений определить затруднительно.
Разнообразные изображения людей и животных сохранились также на скале Байкала, сложенной из розового мрамора, расположенной в 10 километрах на юг от устья реки Анги вблизи улуса Быркин.
Наскальные рисунки, сохранившиеся на скалах озера Байкал, наглядно показывают, что в раннюю пору железного века основным занятием населения было скотоводство. Подсобное значение имели рыболовство, охота на копытных животных и на нерпу. Наскальные рисунки свидетельствуют о тесных культурных связях древнего населения озера Байкал с тюркскими народами, жившими в Минусинских степях и Монголии.
Находки на острове Ольхон озера БайкалОстров
Ольхон — единственный крупный остров озера Байкал. Он находится в средней части озера Байкал и имеет длину 73 километра и ширину 10—14 километров. Площадь острова Ольхон — 729 км2. От материка остров отделен проливом
Малое море и узким проливом, называемым Ольхонские ворота.
Остров Ольхон представляет собою горный хребет, расчлененный узкими падями и вытянутый в северо-восточном направлении Байкала. Северо-западный склон острова Ольхон пологий и богат бухточками с песчаным дном. В этих бухтах Байкала еще в 1921—1924 годах были обнаружены стоянки людей каменного века. Восточный берег острова Ольхон горист и круто обрывается к озеру Байкал. Высшая точка острова — гора Ижимей.
Остров Ольхон беден лесной растительностью. Лесом покрыта только северная часть острова Ольхон, остальная же поверхность поросла скудной травой или же камениста и песчана. В проливе
Малое море находится несколько небольших островов - Хубын, Харанса, Угунгой, Тойник, Изохой, Едор и другие.
Горные породы острова Ольхон в основном слагаются из кристаллических известняков, перемежающихся со слюдистыми и рого-обманковыми гранитами и гнейсами. Берега острова Ольхон, обращенные в сторону пролива Малое море, подвергаются сильному разрушающему действию прибоя Байкала. Здесь во многих местах встречаются гроты, ниши,
пещеры Байкала.
Наибольший интерес представляют пещеры Байкала, расположенные в районе пролива Ольхонские ворота и на мысе
Бурхан на острове Ольхон, а также Большая Байдинская пещера. Она расположена вблизи горы Танхын, на возвышенном плато, резко обрывающемся к озеру Байкал, примерно в 2 километрах от берега озера, в выходах серого известняка, на высоте более 200 метров над уровнем озера Байкал, и относится к числу холодных пещер. Вход в эту пещеру, обращенный на восток, забаррикадирован большими глыбами камней. Внутри пещера имеет длину 14 метров, ширину 6,5—9 метров и высоту 1,5—2,5 метра. Общая площадь пещеры около 60 км2, дно покрыто слоем темно-бурой земли и местами плотным слоем льда, стены — в кристаллах инея.
В центре пещеры Байкала сохранились кострища и большие плиты, около которых найдены остатки культуры железного века - плоские железные наконечники стрел, костяные шилья, железный нож, фрагменты глиняной посуды железного века с разнообразным орнаментом, куски бересты, прошитой волосом и шерстью, с выдавленными изображениями стрел ромбической формы, бруски из глинистого сланца и мелкозернистого песчаника, костяные пластинки, служившие накладками для лука, обожженные кости быка, барана, лошади, кости типичного таежного жителя Сибири — марала, зуб бурого медведя, челюсти байкальского тюленя — нерпы. Около северной стены пещеры Байкала найдены астрагалы барана с вырезанными на них знаками, напоминающими тамги и древнетюркские знаки VI—Х века.
При обследовании Байдинской пещеры Байкала внутри ее наблюдалась температура 5°, тогда как снаружи было 22°. Вероятно, древние обитатели использовали пещеру только в зимнее время.
В районе пролива Ольхонские ворота была осмотрена небольшая светлая пещера-ниша, расположенная около бухточки Гыхтэ Куркутского залива. Пещера Байкала находится в гранитной скале и имеет длину 3,5 метра, ширину 2,5 метра и высоту 2 метра. На глубине 31 сантиметр от поверхности были обнаружены остатки кострища и около него найдены: железный наконечник стрелы трехгранной формы, костяное шило, обломки сильно обожженной глиняной посуды железного века, когти лошади, быка,
нерпы и резец бобра.
В 200 метрах на северо-восток от этой пещеры-ниши, на мысу Шибетэ озера
Байкал, находится городище, обнесенное каменной стеной. Пещера, по-видимому, служила наблюдательным пунктом защитникам этого городища. На скале, против пещеры, высечен рисунок, изображающий фигуру всадника. В бухточке Гыхтэ была раскопана стоянка каменного века, где обнаружен разнообразный каменный инвентарь.
В небольшом гроте, расположенном на мысу у входа в
Малое море на озере Байкал, была найдена фигурка рыбки, сделанная из глинистого сланца, длиной 10 сантиметров, и грузило для сетей из плоской гальки, применявшееся рыбаками каменного века. Ранее в этом же гроте Байкала было найдено несколько экземпляров фигурок рыбок, сделанных из белого мрамора и глинистого сланца, подобных каменным фигуркам рыбок, обнаруженных на дюнных стоянках на острове Ольхон и на стоянках западного побережья озера
Байкал. Некоторые из этих рыбок служили рыбками-приманками во время подледного лова. Фигурки изображают омулей, сигов, щук и других рыб.
По левой стороне реки Кучулги, впадающей в залив Мухор - южный участок пролива Малое море, в пади Хурган, у подножия горы, сложенной из известковистой породы, находится большая пещера с узким входом. Внутри она имеет три зала высотой около 3 метров. Раскопок в пещере не производилось.
При осмотре Шаманской пещеры Байкала, расположенной на западном берегу острова
Ольхон, на мысу Ойханэхэ-бабай - мыс Бурхан, в 1,5 километрах на север от поселка Хужир, в узкой продушине пещеры Байкала была найдена небольшая пластинка из шиферного сланца с вырезанным на ней изображением женщины-шаманки. Это изображение подобно рисункам ранней поры железного века, высеченным на скале в бухте Ая озера Байкал, в 30 километрах южнее острова Ольхон.
В небольшой бухточке Байкала, расположенной около Шаманской пещеры, была обнаружена стоянка каменного века. Возможно, что обитатели этой стоянки в непогоду находили приют в Шаманской пещере.
На северной оконечности острова Ольхон, в местности
Узуры, в выходах гранита, находится пещера Байкала, расположенная высоко на горе. В пещеру попасть очень трудно. Вход в нее заложен большим камнем. Длина пещеры 4 метра, ширина 1,5 метра и высота 2 метра. В этой пещере Н. М. Ревякиным осенью 1953 года были найдены небольшой кремневый наконечник стрелы треугольной формы, зубы марала, резцы бобра и суслика, челюсти нерпы, зубы лисицы, клювы птиц из отряда куриных. Раскопок в этой пещере озера Байкал не производилось.
Интересные находки были обнаружены в пещере, расположенной на горе Скрипер, в 25 километрах к северу от истока реки Ангары, на склоне очень крутой скалы, сложенной из конгломератов. Пещера Байкала находится на высоте более 200 метров над уровнем озера, вход в нее обращен в сторону озера Байкал, высота входа 3,5 метра и ширина 4,2 метра. Общая площадь пещеры около 60 м2. В ней обнаружены остатки культуры каменного и железного веков. К остаткам культуры каменного века относятся кремневые ножевидные пластинки, костяной гарпун и фрагменты глиняной посуды с разнообразным орнаментом. К культуре железного века следует отнести фрагменты глиняной посуды и костяные шилья. В пещере также найдены зубы лошади и кулана-джегетая, челюсть нерпы.
По утверждению местного населения, пещера Скрипер ранее была значительно большего размера и имела второй вход и в ней находили человеческие черепа и ребра.
Найденные в пещерах острова Ольхон остатки культуры железного века в большинстве принадлежат курыканам — народности тюркского происхождения (по-видимому, предки якутов), обитавшей в пределах Байкала и Прибайкалья в VI—Х веке. Эта народность занималась главным образом скотоводством, подсобное значение в хозяйстве имели охота и рыболовство. Курыкане были знакомы с древнетюркской письменностью и имели культурные и экономические связи с Монголией, Китаем, с народностями Южной Сибири. Найденные в пещере Скрипер кости кулана-джегетая говорят о том, что этот житель обширных, открытых пространств
Сибири когда-то водился и на побережье озера Байкал (определение костей, найденных в пещере, было сделано В. Н. Скалоном). Следует отметить, что зубы кулана найдены были также и в одной из Кадилинских пещер на озере
Байкал.