Главная » Сибирь » История и культура
Туризм. Отдых. Турфирмы. Гостиницы. Турбазы.

Архив

Апрель 2017
Март 2017
Февраль 2017
Январь 2017
Декабрь 2016
Ноябрь 2016
История и культура
16042012
Памятник Гэсэру в Улан-Удэ Памятник Гэсэру появился в Улан-Удэ 29 июня 2006 года. Открытый в центре Улан-Удэ на проспекте Победы, памятник стал первым в Улан-Удэ конным монументом. Решение об его установке было принято еще десять лет назад. Тогда во всей этнической Бурятии широко отмечалось 1000-летие «Гэсэриады». На месте возведения скульптуры был заложен памятный камень.

Автором скульптуры Гэсэра стал известный скульптор Бурятии Александр Миронов, которого сравнивают с Зурабом Церетели - но не по творческому стилю, а по числу крупных муниципальных заказов. Александр Миронов отказался от авторского гонорара и позиционирует Гэсэра на коне как свой дар городу.

Скульптурный герой бурятского эпоса восседает на коне, который стоит на постаменте твердо - всеми четырьмя копытами. Копье, которое держит в руках Гэсэр, словно указующий перст, устремлено ввысь, в небо. Высота скульптуры без учета постамента - около 6 метров, a вместе с копьем - почти 9.
10082009
Паром Байкал У каждого времени есть свои символы. На стыке двух веков: ХIХ-ХХ в Сибири таким символом становится ледокол-паром "Байкал" - один из наиболее смелых и одновременно чрезвычайно сложных технических проектов.

Об этом говорит тот неподдельный интерес, который проявила мировая общественность к известию о том, что на озере Байкал в Сибири вместо обходной Кругобайкальской дороги планируется ввести паромную переправу. С помощью гигантского парохода, длиной 100 метров, со скоростью до 13 узлов, а при сильных льдах до 8 верст в час, способного перевести целый железнодорожный состав на расстоянии 60 верст. И хотя в истории такой опыт уже имелся - в Америке через пролив двух озер Мичиган - Гурон давно курсировал пароход-паром, но та переправа всего-то в 10 верст. А условия сибирской зимы, свирепствующие ветра? Тем не менее, заманчивой была предполагаемая экономия средств в 8-15 млн. рублей, по сравнению с КБЖД. Подгоняло само время: обострились отношения с Японией, военная компания становилась неизбежной. Политика бежала впереди экономики.
Подробнее: Паром Байкал
101549
10082009
Переправа на Байкале Исторический момент спуска ледокол-парома "Байкал" на воду и его первого пробного плавания по озеру Байкал также нашел отражение в архивных документах. Так, в газете "Восточное обозрение" № 126 за 1899 год иркутянам предлагалось следующее объявление: "Спуск ледокола состоится завтра - Поезд с приглашенными из Иркутска отойдет в 7 ч. утра. Мы слышали, что разослано несколько сот билетов. На спуск едут архиепископ, главный начальник края, начальствующие лица и много публики".

Строители праздновали победу. Громовое "ура" почти пятитысячной армии рабочих, служащих и многочисленных гостей, прибывших на торжество, огласило в этот незабываемый день 17 июля 1899 года суровые берега озера Байкал в истоке Ангары. Администрация железной дороги и заинтересованное купечество не поскупились на бесплатное угощение. Пили по старинному обычаю ковшами, прямо из бочек, выставленных на берегу озера Байкал. В разгар всенародного праздника из Петербурга пришла телеграмма от государя императора, в коей он Высочайше повелел именовать новое судно "Байкалом". На торжественной церемонии приняли участие даже специально прибывшие еще в конце мая два министра Российского правительства - финансов и путей сообщения.
Подробнее: Переправа на Байкале
102289
10082009
Поселения на Байкале Первые сведения о русских поселениях в районе озера Байкал "о государевом новом острожке" в устье реки Прорвы и о Мантуровом зимовье на речке Мантуриха сообщает сотник Петр Бекетов, который в октябре 1652 года переправился через озеро Байкал и остановился на Посольском мысу. Отсюда в устье реки Селенги с целью разведки и выбора места для строительства нового острога он отправил пятидесятника Ивана Котельникова. Вернувшись через неделю, Котельников рассказал, что устье Селенги распадается на множество рукавов, к тому же для строительства острога нет леса. Бекетов решил зазимовать там, где высадился, и построил острог. В следующем году он доносил енисейскому воеводе Афанасию Пашкову о том, что посланники, которые ходили к Цыцен-хану, "пришли с тое государевой службы в новое государево зимовье на усть-Прорвы реки".

В другой отписке сообщается о том, что от Мантурова зимовья ходило посольство в Монголию и "шли по Мунгальской дороге через Камень (Хамар-Дабан) пять дней". Эти сведения имеются в "Сборнике документов по истории Республики Бурятия". Сколько просуществовали эти острожки, неизвестно, но, видимо, они служили долгое время тем, кто шел на Байкал, в Забайкалье, в Баргузин и далекую Нерчу.
Подробнее: Поселения на Байкале
203540
10042012
Посольский Спасо-Преображенский монастырь Посольский Спасо-Преображенский монастырь в Республике Бурятия основан в 1681 году миссией игумена Феодосия Троицкого Селенгинского монастыря по указу царя Федора Алексеевича на правом берегу Байкала. Рядом с монастырем возникло село Посольское.

Сначала на месте монастыря была построена заимка и пустынь для обитания монахов. Место для монастыря было выбрано на байкальском мысу, где в 1651 году были убиты и похоронены члены русского посольства в Монголию: царский посол Ерофей Заболоцкий, его сын Кирилл и спутники. Миссия шла на судне и причалила к берегу Байкала. Погибли те 8 человек из 20 членов посольства, которые сошли с судна на берег.

Посольство везло казну, с ним ехал монгольский посол, переводчик и промышленные люди. На посольство напали ясачные люди хана Тарухая-табуна, которому посольство везло жалование, с целью грабежа. Но захватить казну грабители не смогли.
14052009
Предания Восточной Сибири Древние обитатели Витимского плоскогорья

Может, тысяча лет прошло, как в тех местах - в Кедровке - баргуты жили. Золото тогда не глубоко в земле лежало, добывать его было не так трудно. Вот они его и добывали, потом в печах плавили и такие украшения делали, что теперь таких мастеров и в помине нету. Когда русские на Витим пришли, они старые ямы начали раскапывать и там золото находили. Откуда бы иначе русские догадались, что по Витиму золото есть, ведь тайга большая, а начали золото мыть именно там. Баргуты, говорят, были первыми людьми, которые по Витиму на плотах начали ездить. Витим - река страшная, местами такие пороги реку перегораживают, что перевалить их на плотах не так-то легко. Подъедешь к ним, а там за ними будто пропасть. Кругом глухая тайга, лиственницы в несколько обхватов, а звери кишмя кишат, зазеваешься - голову потеряешь. Баргутам в той тайге самая подходящая жизнь была. Тут тебе и звери, тут тебе и рыба, тут тебе и золото. Пошто они из той тайги ушли, кто знает?

Записано от бывшего рабочего баргузинских золотых приисков Афанасия Бочкарева, 87 лет, село Романовка Еравинского аймака БурАССР, 1937 год
14052009
Происхождение названии в Сибири Откуда взялось название Байкал

Русские давно слыхали, что где-то посреди Сибири есть огромное озеро. Но как оно называется, никто про то не знал. Когда русские купцы, а потом казаки за Урал перевалили и стали к большим рекам Оби и Енисею подходить, они узнали, что вокруг озера, которое денно и нощно кипит, люди живут. Узнали те русские, что то озеро богато рыбой, а по берегам разные звери ходят, да такие дорогие, которых в свете больше нигде нету. Стали казаки и купцы торопиться к тому морю-озеру, шли, не спали, коней не кормили, не знали, когда день кончается и когда ночь начинается. Каждому охота было первому к озеру попасть и посмотреть, какое оно есть и почему оно кипит без отдыху.

Шли те купцы и казаки к морю долго, несколько лет, много их дорогой поумерло, но живые все-таки дошли и увидели перед собой Шаманский камень. Он им дорогу перегородил, свет закрыл. Ни вправо, ни влево от него отвернуть нельзя, кругом такие горы, что закинешь голову шапка слетает, а верхушки не видно. Покрутились казаки с купцами около Шамана-камня и подумали, что не пробраться им к морю, а сами слышат, как оно шумит, вздымается и о скалы бьется.
19042010
Сагаалган Сагаалган или праздник Белого месяца в Республике Бурятия – с давних времен народы Центральной Азии стали пользоваться лунным календарем. Времяисчисление по лунному календарю, основанному на чередовании лунных фаз, не совпадает с современным общепринятым календарем, рассчитанным на период годичного обращения Земли вокруг Солнца. Поэтому день Нового года по лунному календарю приходится большей частью на разные числа февраля месяца по солнечному календарю. Этот период года у скотоводов Монголии и Республики Бурятия связан с завершением годового хозяйственного цикла, когда минует суровое зимнее время, начинается потепление и вместе с ним пробуждение природы от зимней спячки. Это время связано с массовым приемом приплода у скота, началом изобилия молочной пищи.

Молочный продукт сагаан эдеэн – это основная пища скотоводов. И когда гостю предлагают отведать молочную пищу, то буряты говорят - "сагаалагты". Возможно, отсюда происходит название Сагаалган, как праздник молочной пищи.
Подробнее: Сагаалган
1327645
17042012
Свято-Одигитриевский собор Свято-Одигитриевский собор в Улан-Удэ – памятник архитектуры российского значения - одно из первых каменных зданий Улан-Удэ. Он расположен в самом центре города, на берегу реки Уды при впадении ее в Селенгу. Свято-Одигитриевский приход в Республике Бурятия ведет свою историю с 1700 года. Тогда на верхнеудинском погосте была основана Богородице-Владимирская церковь.

Церковь же была небольшая, одноэтажная, деревянная, с отдельно стоящей колокольней, и находилась она южнее Свято-Одигитриевского собора. Это была кладбищенская церковь, и службы в ней были лишь в престольный праздник и по просьбе прихожан.

История же собора началась с 1741 года, когда был заложен его первый камень, и собор был признан кафедральным, то есть главным храмом Верхнеудинского уезда. Начатое в 1741 году строительство собора длилось более чем 40 лет.
10042012
Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь расположен в Республике Бурятия примерно в 60 километрах северо-западнее Улан-Удэ в долине реки Селенги на левом ее берегу, в селе Троицк (Троицкое).

Монастырь основан по указу от 1681 года царя Федора Алексеевича, направившего в «Сибирские Дауры» на Селенгу миссию из 12 человек во главе с игуменом Феодосием. Им было поручено избрать место за Байкалом и основать обитель и «храм во имя Пресвятые Троицы «для призвания иноверных в православную христианскую веру».

На избранном в широкой долине реки Селенги месте, довольно ровном и возвышенном, окруженном лесистыми хребтами, на берегу мельничной речки Пьяной, на плодородных землях в 1683 году началось возведение сооружений монастыря. Деревья для строительства рубили прямо на месте.
17042012
Свято-Троицкий храм в Улан-Удэ Свято-Троицкий храм в Улан-Удэ - Верхнеудинске (так назывался Улан-Удэ до революции) строился как кладбищенский, в 1770 году - деревянный, а в 1798-1809 гг. перестроен как каменный.

Начал строительство Свято-Троицкий храм в Республике Бурятия верхнеудинский купец Василий Пахолков, а завершил купец Афанасий Налетов. Северный придел Покрова Божией Матери был освящен в 1818 году, южный придел Святителя Иннокентия Иркутского чудотворца в 1856 году.

Средства на постройку Свято-Троицкого храма жертвовала как русская, так и бурятская часть населения Улан-Удэ. В 1940 году храм был закрыт. В нем находился склад кинопроката, планировалось создать музей архитектуры, но проект не был выполнен, рядом со зданием находилась танцплощадка.

В 1988 году храм в Республике Бурятия передан Русской Православной Церкви, отреставрирован.
19042010
Селенгинцы О селенгинских бурят-монголах упоминается в русских источниках, где описываются монгольское племя табангут, жившее в районе Гусиного озера в Республике Бурятия.

Предводителем табангутов был Турухай-Табунан, зять монгольского Сецен-хана.

Говорится, что "мунгалы те доброконны и доброоружны", количество их было около 20 тысяч, табангуты были в то время довольно воинственны, ходили на хоринцев, тунгусов.

Появились табангуты в Республике Бурятия либо незадолго до прихода русских, либо еще во времена Чингисхана.
Подробнее: Селенгинцы
10503
20042012
Сельская библиотека села Бар Барская сельская библиотека, что находится в селе Бар Мухоршибирского района Республики Бурятия радушно встречает своих посетителей разных возрастов и разных профессий. Атмосфера, царящая в ее стенах, где собраны книжные богатства особенная. И работает здесь человек особый - хранитель книжных сокровищ, любящий книгу и читателей, творчески одаренный, беззаветно преданный своему делу Татьяна Георгиевна Павлова.

Население села Бар насчитывает 508 человек, 180 из них являются постоянными пользователями библиотеки. Это дети младшего возраста, учащиеся и учителя школы, служащие, колхозники, студенты, пенсионеры. Фонд сельской библиотеки насчитывает 6500 печатных единиц. За последнее время произошло значительное увеличение количественного и качественного состава библиотечного фонда за счет проекта «Сельская библиотека».
23062009
Семейские На юг от столицы Республики Бурятия городе Улан-Удэ раскинулось редкой красоты земля: высокие горы и хребты Байкала, вековые сосновые боры, песчаные распадки и заливные луга в речных долинах. Здесь расположен Тарбагатайский район Республики Бурятия. Через Тарбагатай – красивое старообрядческое село проходит Транссибирская автомагистраль Москва – Владивосток. В 22 селах и деревнях района проживает более 18000 человек. Это в основном русское старообрядческое население - семейские.

Семейские – очень яркая и древняя ветвь русского народа – частица допетровской Московской Руси. Кто они, почему оказались в Забайкалье и почему их так называют?

Во второй половине XVII века в истории России произошли коренные перемены. Два крупнейших явления в истории России: раскол и Петр I. Русскому правителю хотелось расположить к России народы, исповедующие православие - славян, грузин, армян, греков.

Семейские На карте Республики Бурятия
Подробнее: Семейские
811799
03092009
Сибирь V-XV век 350-е года - в орде шаньюя Халатоу (356-358), числом около 35 тысяч кибиток, поселившейся в степях восточнее Ордоса на территории Сибири. Ранее Янь, в числе племен хунну упоминается племя Яньто.

551 год - племя Сйеяньто становится вассалами I Тюркского каганата. Согласно "Тан-Шу": "сйеяньто - особое поколение Теле... между телескими поколениями это было самое сильное... предки Теле были потомками Хуннов... язык Теле схожен с Хуннским."

Племя Сйеяньто образовано от слияния родов Сйе (Сир) с родом Яньто. Сиры покорили Яньто и во главе объединения стал господствующий ханский род Ильтэр.

После покорения Сиров Тюрками первого каганата, племя кочевало двумя большими отделами - одна часть на Хангае (Отюкенская чернь), другая кочевала от отрогов Алтая по Ахинджанову Алтая российского вплоть до отрогов Восточного Тянь-Шаня.
Подробнее: Сибирь V-XV век
202318
14052009
Сибиряки Сибирь - это историческая и географическая область в пределах азиатской части России, которая заселялась в каменном веке. Сибирь впервые упоминается в "Сокровенном сказании монголов", в котором говорится о "лесных народах", в том числе народе шибир или Sibir. C XVI веке в Сибирь устремляются русские землепроходцы, стремительно осваивающие суровые неизведанные края. Начало планомерного научного изучения Сибири было положено в 1696 году указом Петра I, которым было предписано тобольскому сыну боярскому Семену Ремезову составить географический атлас Сибири.

В природном отношении выделяется Западная Сибирь и Восточная Сибирь. Восточная Сибирь занимает территорию от Енисея до хребтов тихоокеанского водораздела. Климат Сибири большей частью суровый, резко континентальный. Температура в январе может опуститься до -30°, -40 °С.

Исторически этническое население Сибири смешанное, коренные жители называют себя сибиряками. Жизнь среди суровой природы наложила на сибиряков отпечаток, "То, что пугает в Сибири других, для нас (коренных сибиряков) не только привычно, но и необходимо; нам легче дышится, если зимой мороз, а не капель; мы ощущаем покой, а не страх в нетронутой, дикой тайге
Подробнее: Сибиряки
306810
10042012
Сретенская церковь в Батурине В феврале 1811 года прихожане Сретенской церкви в Батурине Республике Бурятия решили "за ветхостью деревянной, выстроить притом же месте каменную о двух приделах: первый нижний, "теплый" - во имя Сретения Господа нашего; второй, верхний "холодный", - во имя св. Великого Победоносца Георгия, какой завесть величиною в длину на двенадцать и ширину на четыре саженях, вышину елико можно по заведению и при ней колокольню каменную же и палату кладовую, оную украсить прежним благолепием и елико можно".

Закладка состоялась летом 1813 года, а само строительство Сретенской церкви в Батурине растянулось на годы. В сентябре 1829 года освятили нижний придел, а еще через семь лет, в августе 1836 года - верхний.

Объемно-пространственная композиция церкви - двух этажный вариант соединения по продольной оси объемов колокольни, трапезной, храма и алтаря. Его особенностью является компактность плана: трапезная одинаковой ширины с храмом, вместе они составляют прямоугольник (11*16,35 м). Выступы колокольни и алтаря увеличивают длину здания до 27,7 метра а площадка крыльца с сооружением наружной деревянной лестницы на верхний этаж - еще на 5,2 метра.
17042012
Статуя Мать Бурятия Статуя «Мать Бурятия» или, как ее еще называют, «Гостеприимная Бурятия» была установлена в 2002 году в центре Улан-Удэ в Республике Бурятия на крутом краю возвышенности, господствующей над улицей Ленина, судом и консульством Монголии, и являлась продолжением архитектурного комплекса театра оперы и балета.

В 2008 году скульптуру «Мать Бурятия» перенесли к Селенгинскому мосту. Теперь этот самый высокий памятник города встречает гостей Улан-Удэ, двигающихся в центр Улан-Удэ со стороны аэропорта. Это сделало ее бурятским вариантом Статуи Свободы, которая встречает гостей Нью-Йорка.

Фигуру женщины с традиционным бурятским хадаком в руках установили на высокий вертикальный 8-метровый постамент. Высота самой скульптуры также составляет порядка 8 метров. В итоге получится весьма впечатляющая композиция.
Подробнее: Статуя Мать Бурятия
403602
13042012
Ступа Даши Гоман Ступа «Даши Гоман» в переводе с тибетского языка означает «Множество дверей счастья». Прообраз этой ступы был возведен в Индии в глубокой древности, в память о трехкратном объяснении Буддой своего учения. Ступа «Даши Гоман» в Республике Бурятия построена в 2004 году и представляет собой целый комплекс сооружений, с впечатляющей архитектурой. Она освящена представителем Далай-Ламы XIV досточтимым Еши-Лодой Ринпоче.

Для строительства ступы был создан оргкомитет из представителей буддийского духовенства, правительства Республики Бурятия, Тункинской районной администрации, бизнеса. Ступа находится на границе Тункинского района и Тункинского национального парка. Недалеко от нее работает кафе, в котором можно попробовать блюда бурятской национальной и европейской кухонь.

На территории комплекса, в беседке для отдыха установлено специальное сооружение с объяснением духовного влияния Ступы «Даши Гоман».
Подробнее: Ступа Даши Гоман
001488
10032011
Ступа Просветления на острове Огой Ступу Просветления на острове Огой построили в проливе Малое Море на Байкале, в 2005 году, ее еще называют буддийской или ступой покорения демонов. Само слово "ступа" обозначает верхушка или вершина, в буддизме ступа олицетворяет собой всемирную гору Сумеру, которая соединяет землю, пространство и небо, связывая человека с божественным миром. В ступу Просветления вложены множественные объекты веры: священные книги, мощи святых и предметы с ними связанные. Также в нее поместили земли святых мест, воду со всех океанов, еду и оружие разных времен.

Строительство ступы Просветления на острове Огой шло 3 месяца, в нем приняли участие волонтеры из разных городов и стран - Иркутск, Улан-Удэ, Санкт-Петербург, Москва, Лондон, Нью-Йорк и другие.
02072009
Судоходство Байкала Прошедшие времена и события стерли из памяти имена людей, делившихся воспоминаниями, как и имена кораблей, трудившихся на водных магистралях Сибири - озеро Байкал и Селенга, и защищавших восточные рубежи России. Но полученные в те времена материалы позволили понять, что судоходство Байкала во многом переопределило мореплавание тихоокеанское, а память сохранила удивление тому диапазону событий, произошедших на озеро Байкал и Селенге, во всех красках жизни – счастье свободного, не знавшего крепостничества сибиряка, труд и война, флотилии белых и красных, и карательные экспедиции тех и других, гидрографические исследования и кораблекрушения.

И для того, чтобы не пропало то, что сохранено в частицах, мы решили опубликовать оставшееся, с надеждой, что кто-то продолжит…

Судоходство в Сибири по озеру Байкал и реке Селенге началось с момента появления русских в прибайкальском регионе. Известно, что уже в 1650 году по озеру Байкал и Селенге осуществлялось судоходство в дипломатических миссиях, а к началу XVIII века речное и озерное судоходство Байкала обслуживали транспортные потоки из Европейской России, идущие в Восточную Сибирь и в Китай, и обратно, рыбные промыслы и золотодобычу.
Подробнее: Судоходство Байкала
222895
23062009
Сурхарбан Сурхарбан – это один наиболее распространенных праздников Республики Бурятия, который празднуют все монголоязычные народы.

В переводе с бурятского языка Сурхарбан означает "стрельба в сур" - мишень, сделанную из небольшого колышка, обмотанного тонким кожаным ремнем и воткнутого в землю. В Монголии его называют "Наадан", что в переводе с монгольского означает "три игры мужей". Празднуют его один раз в год в начале лета в воскресный день.

История праздника Сурхарбан уходит корнями в глубокую древность, когда поводом для состязаний были чествования духов. Позже Сурхарбан стал своеобразным военным смотром, на котором отбирали воинов. На праздник съезжалось очень много народу, каждый улус, род, племя, выставляли лучших своих баторов или борцов-богатырей, мэргэнов или метких стрелков, коней и ловких наездников. В стрельбе из лука, которая долгое время была одним из главных видов боевого искусства кочевников, бурятские воины достигали высочайшего мастерства. Любимым видом состязаний была борьба.

Сурхарбан На карте Республики Бурятия
Подробнее: Сурхарбан
102146
05082009
Тальцы Музей Тальцы содержит более 40 историко-архитектурных памятников, в том числе более 30 деревянных построек, 8 000 экспонатов. Музей Тальцы основан в 1966 году в Иркутской области, для сохранения уникальных памятников русского деревянного зодчества XVII—XIX веков.

Музей Тальцы расположен в живописном месте на берегу реки Ангары в Тальцинском урочище на Байкальском тракте по дороге от города Иркутска на озеро Байкал.

Тальцы знакомят туристов и путешественников с бытовыми условиями и культурой коренных народностей Байкала и Прибайкалья — русских, бурят и эвенков.

Тальцы На карте Иркутской области
Подробнее: Тальцы
1202286
04032010
Тамчинский дацан Тамчинский дацан расположен в 150 километрах от столицы Республики Бурятия города Улан-Удэ близ дороги, ведущей в Монголию, на северо-западном берегу Гусиного озера.

Тамчинский дацан один из самых старинных сохранившихся дацанов России и третий по счету из основанных в Республике Бурятия. В 1741 году царицей Елизаветой официально объявлен центром буддизма в России. Два из 17 храмов, памятники бурятской культовой архитектуры XVIII–XIX веков, сохранились до наших дней. Основан в 1741 году, первоначально большая юрта как резиденция главы буддистов Забайкалья – хамбо-ламы.

С 1809 году становится центром управления буддийского монашества, при котором с 1861 году существовали образовательное религиозно-философское учреждение или цаннат-чойра и книгопечатания. В 1750 году был построен первый деревянный храм, к 1848 году в комплексе насчитывалось уже 17 храмов. В 1858–1870 годах в Сибири выстроен главный 3-этажный храм.
Подробнее: Тамчинский дацан
201616
13042009
Термины Бурятии Аршан - целебный источник. У каждого аршана имеется место для жертвоприношений. Как правило, обряды просительно-благодарственного характера (угощение эжина аршана вином, привязывание ленточек) совершаются в Республике Бурятия дважды: по случаю приезда - с просьбой дать здоровье, освободиться от недуга и по случаю отъезда - в знак благодарности.

Айха - шаманская роща или место захоронения шамана, где запрещается бывать женщине, производить какие-либо работы, рубить лес.

Бариса - место в Республике Бурятия, где производится приношение духам. Обычно на бариса устанавливается сэргэ - деревянные или каменные столбы.

Бурхан - восточномонгольский топоним. Получил широкое распространение в языках жителей Центральной Азии и обозначает понятие Бог, Будда.

Термины Бурятии На карте Республики Бурятия
Подробнее: Термины Бурятии
501874
05072012
Тихвинская церквь Сведения о Тихвинской церкви в Усть-Кяхте Кяхтинского района Республики Бурятия, сначала деревянной, затем каменной, дошедшие до нас, сравнительно полны. Первая церковь была устроена в 1775 году квартировавшими здесь чинами коммерческой экспедиции в память явления иконы Тихвинской Божьей Матери в виде молитвенного дома. Походный иконостас взяли из имущества Якутского полка, а утварь - Евангелие, крест, сосуды и другое - из имущества караванной компании. Священника местного не было. Служили они наездом из Кяхты и Троицкосавска, чаще других приезжал для исполнения службы священник Иоанн Васильев.

Порядок такой не устраивал усть-кяхтинцев, задумано было приискать священника, как сказано, "излюбленного", из знакомых церковников по существующему обычаю. Выбор их пал на служившего трапезником при Кяхтинской Воскресенской церкви мешанина Илью Ивановича Хаминова как умеющего петь, читать и знающего церковный Устав. 13 ноября 1776 года Хаминов был рукоположен в сан священника.
Подробнее: Тихвинская церквь
00984
05082009
Тоннели на Кругобайкальской железной дороге Турист или путешественник, побывавший на Кругобайкальской железной дороге идущей на озеро Байкал, поражается большому количеству здесь тоннелей и галерей. Для укладки первого пути на Кругобайкальской железной дороге потребовалось заложить 39 тоннелей, общей протяженностью более 7 километров. На всей Кругобайкальской железной дороге всего сооружен 41 тоннель, 40 из них располагались на участке поселок Байкал - поселок Култук, а один тоннель под №9 не сохранился.

Строительство галерей окончательным проектом по строительству Кругобайкальской железной дороги не предусматривалось, однако к концу 1903 года выяснилось необходимость строительства дополнительных искусственных сооружений, по причине обвалов горных пород. Оказалось, что необходимо пристроить более 30 галереи к 21 тоннелю. За все два этапа строительства Кругобайкальской железной дороги было построено более 50 галерей.

Тоннели на Кругобайкальской железной дороге Тоннели на Кругобайкальской железной дороге на карте Иркутской области
10042012
Троицкий собор в Кяхте В 1812-1817 годах на невысоком холме в Республике Бурятия городе Кяхта был возведен в стиле русского классицизма каменный Троицкий собор. Троицкий Собор и Воскресенская церковь считались самыми большими храмами в Восточной Сибири и Дальнем Востоке.

Первый деревянный храм с приделом во имя Святого Саввы Сербского был построен в центре Троицкосавска и освящен в 1728 году. На средства кяхтинского купечества в 1812-1817 годах был возведен в стиле русского классицизма каменный Троицкий собор во имя Живоначальной Троицы с приделами во имя Рождества Богородицы и апостолов Петра и Павла. Долгое время он оставался самым крупным церковным зданием Забайкалья.

В главный храм и приделы свет поступал через трехчастные окна.
03092009
Удунгинский тракт Удунгинский тракт - единственный, по которому можно пересечь весь Хамар-Дабан прямо в середине хребта, это возможно это даже на обычном легковом авто, взяв с собой снаряжение для засыпки ям и промоин на дороге и деревянных мостах. Конечно, однообразие горной тайги не для пешего туриста, но в летне-осенний период сплошная кедровая тайга и озеро Байкал, хребет Хамар-Дабан становятся постоянным прибежищем добытчиков ягод, грибов и орехов как из Республики Бурятия, так и из Иркутской области. О масштабах заготовительной деятельности свидетельствует обилие остатков стоянок вдоль озера Байкал, к которым люди предпочитают возвращаться каждый год. Охотники и рыбаки едут на Байкал, и еще дальше на Малый Хамар-Дабан.

История Удунгинского тракта насчитывает уже два столетия. В городе Мысовск, в 1941 году был переименован в город Бабушкин, тогда в Посольском монастыре, еще до постройки Кругобайкальского тракта, было начато строительство Кяхтинского тракта. Который был бы короче и удобнее остальных трактов Хамар-Дабана - Хамар-Дабанского из Култука, Игумновского, Ивановского и предназначался для перевозки грузов из Китая в Россию и обратно.

Удунгинский тракт На карте Иркутской области
Подробнее: Удунгинский тракт
303208
20042012
Фольклорный ансамбль Жаргал Фольклорный ансамбль "Жаргал" Мухоршибирского района Республики Бурятия был создан в 1987 году директором СДК Бадмаевым З.Ч. и художественным руководителем Бадмаевой Г.Д.. С 1993 года с приходом нового руководителя Б-М.Д. Гончикова, заслуженного работника культуры Республики Бурятия основным направлением в работе ансамбля стал фольклор.

Участники ансамбля - люди разных возрастов и профессий. У истоков создания коллектива стояли ветераны труда: Жамсаранова Тонирма Жамсарановна, Дондоков Владимир Доржиевич, Содномова Чимит Аюровна, Цыбикжапова Цырен-Ханда Самбуевна, Гомбожапова Цыренцу Гомбожаповна, Базарова Гажадбал Ямпиловна.

Ансамбль является постоянным участником районных и республиканских праздников.
12042012
Хойтогольский музей Хойтогольский музей в Республике Бурятия открыт в 1990 г. Инициатива его создания принадлежит бывшему учителю истории Хойтогольской средней школы, краеведу Шобоновой Елизавете Лопсоновне, которая многие годы собирала в Тункинском районе предметы материальной культуры бурят, а затем передала их в музей.

Хойтогольский музей строился методом народной стройки, материалы для этого выделил совхоз Туранский. В нем собрана богатая коллекция экспонатов, большинство из которых является подлинниками.

Музей построен в форме жилища бурят: 8-стенной юрты. Внутри юрта оформлена по традиционным правилам. В музее представлено: кузнечные инструменты, одежда, женские украшения, предметы домашнего обихода, посуда, конное и охотничье снаряжение, старинные денежные знаки.

Одной из достопримечательностей Хойтогольского музея в Республике Бурятия является уникальная запись родословных нескольких родов хонгодоров, содержащая имена многих поколений.
Подробнее: Хойтогольский музей
201125
19042010
Хонгодоры Племя хонгодор к началу 18 века жило на юго-западе Предбайкалья, по соседству с булагатами.

Хонгодоры переселились в Предбайкалье в 1688 году, во время Ойрат-Халхасской войны, когда приближенный халхасского Сайн-хана вождь хонгодоров Бахак Ирбанов, замешанный в конфликте между Сайн-ханом и ойратским Галдан - Бошокту ханом, ушел со своими людьми и дядей-сановником Адаем из рода Бадархан в Предбайкалье, в район современной Тунки и Закамны Республики Бурятия.
Подробнее: Хонгодоры
101510
19042010
Хори Потомки племени хори - нынешние хоринские буряты, как называют также бурят, проживающих в Хоринском районе Республики Бурятия, самые многочисленные из бурят.

Считается, что хори пришли из Предбайкалья вместе с племенем первопредка монголов Буртэ-Шоно. Тогда хори носили тотемное имя нохой - собака.

Хори - буряты стали причислять себя к бурятам, и называться так только по приходу русских. До этого хори представляли обособленное племя, с давней историей. До этого их называли хоредами, хориларами, Хори - туматами.
Подробнее: Хори
20992
20042012
Центр развития и сохранения национальных культур Малая родина Центр развития и сохранения национальных культур "Малая родина" Мухоршибирского района Республики Бурятия был организован в марте 2006 г., официальная дата празднования дня рождения Центра 28 июня 2006г. В него входят: группа "Русский самоцвет", "Найрамдал", "Алмагач чачакларэ", группа "Завалинка", детский ансамбль"Радуга", Руководителем Центра является Антонов Николай Муратович.

В декабре в Улан-Удэ 2008 года проводился 3-й республиканский фестиваль – конкурс «Русская песня». В котором приняла участие группа «Русский самоцвет» Мухоршибирского Центра развития и сохранения национальных культур «Малая родина» завоевав диплом III степени в номинации «ансамбли».
В конкурсе приняли участие 30 коллективов со всей Бурятии, а Мухоршибирский коллектив был одним из лучших.
05082009
Шаман-камень Исток реки Ангары самый широкий в мире исток реки, его ширина более 860 метров. В 500 метрах от створа видна макушка камня, упоминаемого в легендах. С Шаман-камнем связана легенда о старике Байкале, его дочери Ангаре и богатыре Енисее, по верованию бурят-шаманистов на камне обитали всемогущие духи, на Шаман-камне устраивались молитвенные обряды.

Зимой здесь в незамерзающей полынье озера Байкал, протяженностью до 15 километров обитают до 15 000 водоплавающих птиц. На озеро Байкал устроена единственная во всей северной Азии незамерзающая зимовка.

На площадке напротив Шаман-камня расположен поселок Листвянка с торговым рынком с рыбой и сувенирами, а так же гостиницы. На пристани много катеров, которые предлагают туристам и путешественникам подплыть к Шаман-камню. Турфирмы Иркутска организуют различные туры как до Шаман-камня, так и по озеру Байкал.

Шаман-камень Шаман камень на карте Иркутской области
Подробнее: Шаман-камень
1405260
03092009
Эвенки Коренным народом, населяющим в Сибири Забайкалье, являлись Эвенки. В России их называли раньше тунгусами. Эвенки жили не только в Забайкалье, но и на обширных просторах сибирской тайги от Енисея до Охотского моря.

По некоторым оценкам, в начале XVII века эвенков насчитывалось в общей сложности примерно 30 000 человек. Тунгусы или эвенки селились по всему Забайкалью, от снежных хребтов Кадара и Удокана на севере до современной государственной границы на юге. Они освоили горные работы, таежные пространства Сибири. В результате жизни в различных природных зонах, контактов с другими народами у эвенков складывались различные хозяйственные уклады. У части тунгусов древнейшие формы хозяйство охота, и рыболовство дополнялось оленеводством и скотоводством. Формируются группы тунгусов, различающихся формой ведения хозяйства. Исследователь Сибири XVIII века И.Г. Георги выделил 3 группы тунгусов – пеших, оленных и конных.
Подробнее: Эвенки
57422832
09042012
Эгитуйский дацан Эгитуйский дацан «Дамчой Равжелинг» расположен в Республике Бурятия в 300 км от Улан-Удэ на живописном западном берегу реки Маракта в местности Хара-Шибирь Еравнинского района.

Эгитуйский дацан был построен в 1826 году и представлял собой комплекс из четырех дуганов. По своей архитектуре Эгитуйский дацан был одним из красивейших. Три дугана - философский, медицинский и астрологический - окружали главный храм.

При дацане действовала типография и славился резьбой типографских матриц на тибетском и монгольском языках.

Сокровищем Эгитуйского дацана является статуя Зандан Жуу - Будда из сандалового дерева высотой 2 м 18 см. Согласно преданиям статуя Сандалового Будды считается первой и единственной прижизненной скульптурой Будды Шакьямуни, сделанным по заказу раджи Уддияны.
Подробнее: Эгитуйский дацан
412282
19042010
Эхириты Первоначально эхириты селились в верховьях рек Куды и Лены, и на берегах притоков Лены Манзурки и Анги - Качугский район Иркутской области.

Во времена курыкан, очевидно, большая часть эхиритов, называемая икиресами, перешла озеро Байкал и поселилась на территории Северо-Восточной Монголии.

Икиресы фигурируют в "Сокровенном сказании", упоминается о том, что икиресы были в числе племен, которые возвели Джамуху в гурханы для совместной борьбы против Чингиса, а затем перешли на его сторону, воевали с найманами, кара-китаями.
Подробнее: Эхириты
101002
1 2
Вперед
Последние сообщения с форума
Отдых на Байкале в коттедже "УтуликЛюкс", написал Sergei2009
Ответил Sergei2009, А что на снежной? Куча испражнений, все загадили. Я построил еще гостевой дом на 1-2семьи. Квадроцикл, велосипеды, судно на воздушной подушке, тир, бо...
Отдых на Аршане, написал Natalia
Ответил BaikalGol, Отдых и размещение в гостевых домах п. Аршан, приглашаем: http://www.otdyh-v-...
Безенги, центральный Кавказ, горный поход. Отчет, написал olka30
Ответил vazonov11, классный отчет.
Кто в Иркутске качественно предлагает туры на Ольхон, написал Nudaurr
Ответил Веста, Ангара тур в Иркутске предлагает очень качественно и профессионально туры на Ольхон и не только! В июле отдыхали в отеле в Хоранцах вместе с друзьями...
Турбаза Шумак в Восточном Саяне, написал Vika
Ответил Марина, вика, а скажите пожалуйста, сколько стоит это удовольствие,как найти группу и где это лучше делать, может дадите какие нибудь ссылочки или адреса почт...
Приглашаю в Хакасию, написал choopi
Ответил choopi, Приглашаю в Хакасию. Акварельный мастер-класс + интересная туристическая программа, конные вылазки, сплав по реке Белый Июс, прогулки по горам и пещер...
Купить билеты до Хужира и Аршана теперь можно online, написал Юлия
Ответил Юлия, Автовокзал Иркутска запустил online сервис по продаже билетов на Ольхон (до поселка Хужир), а также до Аршана и Улан-Удэ. Купить билеты «Иркутск – по...
На Байкале пролив Малое море зарастает спирогирой, написал Saurm
Ответил Saurm, Научную экспедицию «за спирогирой» провели на Байкале ученые Лимнологического института Сибирского отделения Российской академии наук из Иркутска. В е...
Вверх
Рейтинг@Mail.ru
© 2009-2015 Travel-Siberia.Ru

По всем вопросам обращаться на travelsiberia@gmail.com
Использование любых материалов, размещенных на сайте, допускается только со ссылкой на сайт "Турпортал Байкал и Восточная Сибирь"