Тоннели на Кругобайкальской железной дороге на карте Байкала
Если Вы обнаружили опечатку, ошибку или неточность, сообщите нам - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Турист или путешественник, побывавший на
Кругобайкальской железной дороге идущей на озеро Байкал, поражается большому количеству здесь тоннелей и галерей. Для укладки первого пути на Кругобайкальской железной дороге потребовалось заложить 39 тоннелей, общей протяженностью более 7 километров. На всей Кругобайкальской железной дороге всего сооружен 41 тоннель, 40 из них располагались на участке поселок
Байкал - поселок Култук, а один тоннель под №9 не сохранился.
Строительство галерей окончательным проектом по строительству Кругобайкальской железной дороги не предусматривалось, однако к концу 1903 года выяснилось необходимость строительства дополнительных искусственных сооружений, по причине обвалов горных пород. Оказалось, что необходимо пристроить более 30 галереи к 21 тоннелю. За все два этапа строительства Кругобайкальской железной дороги было построено более 50 галерей.
В большинстве случаев непонятно, где тоннель или галерея, их различие заключается в технологии строительства. Тоннели пробиваются в горных массивах, а галереи строятся для того, чтобы защитить от обвалов железную дорогу, пристроенные к тоннелям галереи создают единый комплекс тоннель-галерея.
Большая часть тоннелей на Кругобайкальской железной дороге имеет в поперечнике сферический профиль, а остальные параболический. Приняв такие профили, предполагалось, что сплошные монолитные породы будут оказывать только вертикальное давление, а боковое давление будет отсутствовать, но в итоге это оказалось редкостью и часто происходило раскрытие швов в облицовке сводов.
Строительство тоннелей началось в 1902 году, а закончилось в 1904 года, порталы были закончены в 1905 году. Контроль за выломкой тоннелей длинной менее 170 метров производили начальники участков, а длиной более 170 метров особыми тоннельными производителями работ. На строительство тоннелей на Кругобайкальской железной дороге был объявлен конкурс, в котором приняли участие как военные инженеры, гражданские инженеры, иностранные инженеры, а один тоннель строил даже крестьянин по фамилии Половинкин.
Пробивка тоннелей велась как ручным способом бурения при 0.4 - 0.6 метра, так и машинным способом бурения 0.96 метра в сутки. Машинный способ бурения был впервые применен на железных дорогах России, от него ожидали значительного повышения среднесуточного хода бурения, но этого не произошло, т.к этот способ применялся впервые в России, а так же не правильная организация труда, отсутствие опыта, частые поломки аппаратов бурения и отсутствие мастерских по ремонту.
Самый длинный тоннель на Кругобайкальской железной дорогеТоннель №12 с названием прорезает мыс Половинный, он расположен на 109-110 километре Кругобайкальской железной дороге, это самый длинный тоннель его длинна более 778 метров.
Пробивался тоннель с большими сложностями, геологи-изыскатели сделавшие заключение о геологическом строении этого района на берегу озера Байкал, пришли к выводу, что породы на берегах Байкала прочные, размывание пород водами озера Байкал приходится только на мысы, как раз прорезаемыми тоннелями. Но геологи-изыскатели не учли геологические факторы, такие как трещины в пароде,
вечная мерзлота, которые впоследствии очень сильно повлиявшие на длину многих тоннелей, их пришлось увеличить.
Полностью работы в "Половинном" тоннеле закончились только в июле 1904 года, и в нем начали укладывать рельсы. Среднесуточный ход бурения при ручном бурении тоннеля "Половинный" 1.55 метра, а расход динамита около 3,5 тонн.
Обделка свода, стен и портальные кольца в "Половинном" тоннеле велись из бутового камня, стены порталов выложены из бутового и тесаного камня горизонтальными рядами. Тоннель оформлен просто, но в то же время очень искусно, на порталах выбита дата строительства тоннеля "1902 - 1904".
Стоимость тоннеля "Половинный" 1 210 661 царских рублей, строительство тоннеля вели инженер Никитин и итальянский подданный Андреолетти.
Самый дорогой тоннель на Кругобайкальской железной дорогеСредняя стоимость одного погонного метра Кругобайкальского тоннеля 1266 царских рублей, а стоимость одного погонного метра тоннеля №11 под именем "Шумихинский" составляет 1656 царских рублей, при его длине 299 метров. Особенности строительства "Шумихинского" тоннеля, в геологическом строении мыса Березового, этот мыс, пологий со всех сторон, и казалось что, не представлял сложностей для строительства, но на деле все оказалось совсем не просто.
Тоннель "Шумихинский" расположен на месте ступенчатого, террасовидного сброса прикрытого древним обвалом из огромных глыб, а щели меду глыбами завалены грунтом, который при оттаивании давал сильные обвалы.
Сложность пробивки "Шумихинского" тоннеля заключалась в том, что он проходил по границе поверхности террасовидного сброса, состоявшего из навалов каменных глыб с объемом до 50 кубических метров. Навалы каменных глыб образуют массивы, разделенные льдом и мелкими пародами, такие массивы не редко образуют
пещеры Байкала, эти пещеры могли тянуться до 85 метров в сторону от тоннеля и могли подходить к озеру Байкал. При таянии льда из таких пещер происходят обвалы, вот с такими трудностями столкнулись строители тоннеля.
Горные породы "Шумихинского" тоннеля из которых состоит мыс, с Култукского портала сильно разбиты трещинами и очень подвижны, что создавало многочисленные обвалы и сдвиги горных масс при создании тоннеля.
Пробивать туннель начали в марте 1903 года, а готовность туннеля для укладки рельсов была уже к июню 1904 года, средняя скорость пробивки составила 0.96 метров в сутки.
Вывалы горной породы составили более 3% от общего количества выломанной породы, длина тоннеля увеличилась в ходе изысканий и строительства со 147 метров до 299 метров, строительство тоннеля вели инженер-подполковник Березовский и Коновалов.
Самый сложный тоннель на Кругобайкальской железной дорогеВсе тоннели и галереи озера
Байкал имеют свою историю, все они уникальны и сооружались в очень трудных условиях в не зависимости от длины. Тоннель №18 расположен на 123 километре Кругобайкальской железной дороги длинной 75 метров.
Огромная скала с крутым ручьем Киркирей вот что было перед глазами строителей, несколько раз инженеры меняли свое решение по строительству туннеля. Отвесный утес, длиной более 700 метров, необходимо было обойти только тоннелем на всю ее толщину, но это было позже, сперва строители решили обойти скалу без тоннеля, но на утесе случались частые обвалы, поэтому решение меняется на - пробивать тоннель только через часть скалы.
Как только бурение туннеля было закончено, началась отделка тоннеля и постройка галереи, но на последнем этапе работ, при землетрясении в июне 1905 года, подвижные глыбы вызвали деформацию тоннеля, а в своде и стенах произошло разрушение швов кладки, сдвиг кладки и тоннель оказался разрушенным. Вскоре приступили к реставрации тоннеля, всего было отреставрировано около 50 метров туннеля, а отделка была переделана полностью во всем тоннеле.
Частые обвалы тоннеля убедили строителей, в необходимости постройки нового туннеля №18-бис, длиной 745 метров, его строительство началось в 1911 году и продолжалось вплоть до 1913 года, а туннель №18 был заброшен.
Тоннель N18-бис это сложное инженерное сооружение, над тоннелем быстрым потоком протекает ручей Киркирей и для его отвода строители придумали необычное сооружение - акведук. В верхней части пади над туннелем, на озеро Байкал - воздвигнута плотина высотой более 15 метров, для регулирования стока воды, а для отвода ручья его пустили по специальному тоннелю, проходя через него, он впадает в озеро
Байкал.
Вода, которая все-таки просачивается в тоннель, собирается в штольни и по железобетонному лотку под рельсами отводится в озеро Байкал.
Самый красивый тоннель на Кругобайкальской железной дорогеТоннель №9-бис имеет длину 496 метров и спроектирован в обход Березовской бухты.
Этот тоннель начали строить в феврале 1912 года, тоннель в своей форме имеет сложную кривую, а со стороны бухты Березовой в тоннели пробит боковой ход. Портал тоннеля отделан колотым облицовочным камнем и обрамлен выступающими колоннами, а арка сложена в ленту.
Турфирмы Иркутска предлагают различные
туры по Кругобайкальской железной дороге, так же на КБЖД расположено несколько
баз отдыха и пансионатов.
Тоннели на Кругобайкальской железной дороге на карте Иркутской области