Сретенская церковь в Батурине на карте Байкала
Если Вы обнаружили опечатку, ошибку или неточность, сообщите нам - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
В феврале 1811 года прихожане
Сретенской церкви в Батурине Республике Бурятия решили "за ветхостью деревянной, выстроить притом же месте каменную о двух приделах: первый нижний, "теплый" - во имя Сретения Господа нашего; второй, верхний "холодный", - во имя св. Великого Победоносца Георгия, какой завесть величиною в длину на двенадцать и ширину на четыре саженях, вышину елико можно по заведению и при ней колокольню каменную же и палату кладовую, оную украсить прежним благолепием и елико можно".
Закладка состоялась летом 1813 года, а само строительство Сретенской церкви в Батурине растянулось на годы. В сентябре 1829 года освятили нижний придел, а еще через семь лет, в августе 1836 года - верхний.
Объемно-пространственная композиция церкви - двух этажный вариант соединения по продольной оси объемов колокольни, трапезной, храма и алтаря. Его особенностью является компактность плана: трапезная одинаковой ширины с храмом, вместе они составляют прямоугольник (11*16,35 м). Выступы колокольни и алтаря увеличивают длину здания до 27,7 метра а площадка крыльца с сооружением наружной деревянной лестницы на верхний этаж - еще на 5,2 метра.
При меньшей, чем обычно разнице в ширине основной части и пристроек, соединение их объемов получило большую слитность. Колокольня Сретенской церкви в Батурине
Республике Бурятия завершена шлемовидным покрытием с тонким шпилем, храм и апсида оканчиваются двухъярусными, насаженными поверх сомкнутых сводов. Соперничество высотных объемов здесь выражено менее динамично, чем обычно. Устремленность вертикалей недостаточно активна и дополнительно сдерживается инертность массы двухэтажной части, приземленность которой решительно подчеркнута горизонталями карнизов.
По характеру архитектурной обработки фасадов можно предполагать, что существовал проект, выполненный в концепциях барокко. Но ордерные построения архитектурного членения стены, мотивы обработки проемов и детали декора в ходе строительства упрощены и переработаны под углом традиционных представлений и в соответствии с реальными исполнительскими возможностями.
Несомненно, этим обстоятельством объясняется сдержанный суховатый рисунок деталей Сретенской церкви в Батурине
Республике Бурятия, фантастический контур плоских декоративных пятен. И только там, где мастера отошли от следования новым для них образцам и вернулись к испытанным возможностям кирпичного узорочья.