Если Вы обнаружили опечатку, ошибку или неточность, сообщите нам - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Прошедшие времена и события стерли из памяти имена людей, делившихся воспоминаниями, как и имена кораблей, трудившихся на водных магистралях
Сибири - озеро Байкал и Селенга, и защищавших восточные рубежи России. Но полученные в те времена материалы позволили понять, что судоходство Байкала во многом переопределило мореплавание тихоокеанское, а память сохранила удивление тому диапазону событий, произошедших на озеро Байкал и Селенге, во всех красках жизни – счастье свободного, не знавшего крепостничества
сибиряка, труд и война, флотилии белых и красных, и карательные экспедиции тех и других, гидрографические исследования и кораблекрушения.
И для того, чтобы не пропало то, что сохранено в частицах, мы решили опубликовать оставшееся, с надеждой, что кто-то продолжит…
Судоходство в
Сибири по озеру
Байкал и реке Селенге началось с момента появления русских в прибайкальском регионе. Известно, что уже в 1650 году по озеру Байкал и Селенге осуществлялось судоходство в дипломатических миссиях, а к началу XVIII века речное и озерное судоходство Байкала обслуживали транспортные потоки из Европейской России, идущие в
Восточную Сибирь и в Китай, и обратно, рыбные промыслы и золотодобычу. Российский военно-морской флаг появился на озере Байкал в 1728 году: в Иркутске было основано Адмиралтейство, чуть позже была создана "навигацкая" школа, а военная флотилия из небольших парусных судов защищала интересы на тогдашних восточных границах России.
Первый парусный бот был спущен на воду Байкала мастером Козловым в 1738 году, в 1742-ом на управление новым кораблем был назначен боцман Трубицин с двумя матросами из экипажа известного русского мореплавателя Алексея Чирикова и Витуса Беринга. В дальнейшем в 1763 году в
Иркутске заложили два бота "Кузьма-святогородец", другой – "Борис и Глеб". Всего же на Иркутском адмиралтействе было построено 23 парусных судов.
Тогда же был открыт первый на озере Байкал маяк в селе Посольск, а где-то в эти же годы на посольском рейде потерпели крушение три русских военных корабля - галеоны были выброшены штормом на отмель и погибли со всем вооружением, снаряжением и припасами, посольский рейд снискал себе славу коварного места. Так, что осенью 1772 года бот "Св. Кузьма" был выброшен на берег озера Байкал у Посольского монастыря, в этих же местах потерпел аварию бот "Адриан и Наталья" в 1879 году, погибли боты "Николай" и "Ермак", и парусный транспорт "Иркутск".
Флотилия Байкала являлась и местом формирования и снабжения флотилии Сибири, выпускники "Навигацкой школы" направлялись на Тихий океан, все припасы, доставлялись в Охотск, первый военно-морской порт России на Тихом океане, через Иркутск, озеро
Байкал, по Лене до Якутска, и далее извозом – в Охотск. Более ста лет просуществовало это военно-морское соединение и официально Адмиралтейство было упразднено в 1839 году.
К этому времени окрепли частные предприниматели, имевшие большие парусные лодки на озере Байкал и Селенге, и способные поддерживать регулярное судоходство Байкала.
Официальным "Представлением из Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства в Нерчинскую Горную экспедицию с описанием маршрута и обоснованием предпочтительности подрядного способа перевозки свинца" во второй половине XVIII века упоминается о судостроительном центре того времени: "суда для сего строятся около реки Селенги ниже города до 35-ти верст, поднимающие тяжести от 2600 до 3100 пуд… Плавание на них начинается по реке Селенге до соединения оной с морем Байкалом, чрез расстояние от Верхнеудинска 148 верст. Лучшее и удобное для проплытия по сей реке время считается, когда большая вода начнет убывать, т.е. около половины июня. Работники к сему судоходству нанимаемы бывают в Енисейске, Верхнеудинске и Иркутске. Времени для проплытия до последнего было 10 и 13 дней, в том числе от устья Селенги морем Байкалом около 150 верст….".
Паровое
судоходство Байкала было осложнено общим дефицитом железа, а так же трудностями доставки судов и механизмов в готовом виде из других регионов Сибири. Известный сибирский промышленник А. Сибиряков в 1888 году попытался пройти на трех пароходах с несколькими баржами из Енисея на озеро Байкал, но, не преодолев ангарские Падунские пороги, отказался от затеи.
Учредителем пароходства на озере Байкал был крупнейший золотопромышленник и откупщик, ростовский купец Никита Мясников, вложивший в заведение пароходов и барж на озере Байкал около 600 тыс. руб. ассигнациями, и создавшим первое пароходство Байкала. Первое плавание построенный Мясниковым пароход("Император Николай I" мощностью 32 л.с. совершил в 1844 году, а в 1845 году им было спущено на воду еще одно судно — "Наследник Цесаревич" 50 л.с. Низкие фрахтовые цены, предлагаемые пароходовладельцем, способствовали быстрому росту грузооборота: объем перевозок с 1845 по 1848 года вырос с 17,6 тыс. до 77,6 тыс. пудов
После смерти в 1847 года Никиты Мясникова его имущество и капитал унаследовал старший брат Иван, который, проживая в Петербурге, управлял делами в Сибири через доверенных лиц, чем во многом, по-видимому, объясняется, что в дальнейшем пароходное дело Мясниковых на Байкале приходит в некоторое расстройство. В конце 1850-х годов у них оставался на ходу лишь один пароход на озере Байкал, который вскоре потерпел аварию и затонул.
Тем не менее, к 1866 году пароходство Байкала владело тремя небольшими пароходами, четырьмя парусными судами, а так же баркасами и лодками. Пароходы выполняли постоянные рейсы по озеру
Байкал между Лиственничным и Посольским монастырем. Дважды в неделю в обоих направлениях они перевозили войска, арестантов, переселенцев, почту, различные отечественные и китайские товары.
В 1850-е года два парохода мощностью по 80 л.с. были заведены на озере Байкал золотопромышленником и откупщиком Бенардаки, от которого они перешли к мензелинскому купцу Рукавишникову, а когда дело у последнего не заладилось, его пароходы купил крупнейший "доставщик" кяхтинских товаров иркутский купец И. Хаминов, который для эксплуатации пароходов, предназначаемых в основном для перевозки через озеро Байкал кяхтинских чаев, организовал купеческую компанию. Плавание по отличавшемуся суровым нравом озеру Байкал было сопряжено с опасностью подмочки товарного груза, поэтому прибыли пароходчиков не отличались стабильностью, и были годы, когда перевозки по озеру Байкал даже приносили убытки.
В 1887 году возникло "Кяхтинское товарищество пароходства" для транспортировки грузов и пассажиров по Селенге и озеру Байкал, которое вскоре вытеснило всех остальных судовладельцев и стало занимать монопольное положение в Сибири.
Некоторой особенностью судоходства Байкала и реке Селенге, как и на других реках
Сибири и Дальнего Востока, было перевозка грузов на плотах. Таким способом доставлялись вниз по течению хлеб, спирт, овощи и другие грузы. На плотах устраивалось специальное помещение – "балаган", в котором и размещался груз и пассажиры.
Острой проблемой был уровень квалификации судовых рабочих. Недостаток в Сибири рабочих кадров необходимой квалификации побудил, в частности, Н. Мясникова выписать для комплектования команд своих пароходов "Император Николай I" и "Наследник Цесаревич", отставных матросов из портовых городов Европейской России.
Пополнялся и печальный опыт мореплавания Байкала. Так, наиболее опасным местом для судоходства на озере Байкал считается район острова
Ольхон, напротив устья реки Сарма, известным своим внезапным и резким шквалом – "сармой". Так, осенью 1902 года у южной оконечности острова Ольхон, колесной буксир "Александр Невский" тянул три баржи, на которых возвращались с омулевой путины рыбаки озера Байкал с семьями. Налетевший шквал оборвал буксиры и выбросил баржи на берег. Одну из них удачно выбросило высокой волной на песчаную отмель Байкала, две же других со всеми находившимися на них людьми разбило о скалы, погибло около 300 человек.
К концу XIX века озеро
Байкал, на нем уже функционировало частное пароходство промышленника А.Я.Немчинова, совершавшее правильное судоходство на озере Байкал за государственные субсидии. А в 1895 году Немчинов скупил все пароходы Кяхтинского Товарищества и стал единоличным их владельцем. К 1904 году это судоходное предприятие Байкала уже состояло из 7 озерных и 6 речных пароходов, 4 озерных и 14 речных барж.
В целом же к 1910 году на озере Байкал уже работали 18 пароходов, несамоходный флот составлял 24 судна, включая три металлических баржи с грузоподъемностью 600 тонн каждая. На память приходят названия пароходов – "Бурят", "Кооператор", "Феодосий", "Иннокентий", "Кругобайкалец" и, конечно же, ледоколы "Байкал" и "Ангара".
Постройка ледоколов для озера Байкал связана со строительством Транссибирской железной дороги. Согласно проекту,
ледокол–паром "Байкал" должен был перевозить железнодорожные составы по маршруту станция Байкал - станция Мысовая, протяженностью 60 километров. Подобная переправа существовала на озере Мичиган в Северной Америке, но ее протяженность была всего 20 километров. В свою очередь, вспомогательный ледокол "Ангара" должен был обеспечивать судоходство Байкала, а так же перевозить грузы и пассажиров.
Комитет по постройке Сибирской железной дороги в конце 1895 года заказал английской фирме "Армстронг, Витворт и Ко" изготовить в разобранном виде паром-ледокол. В начале января 1897 года части судна уже доставили на
Байкал в Лиственничное и начали собирать, в мастерских забайкальского промышленника Немчинова. 17 июня 1899 года "Байкал" спустили на воду, а уже 3 января следующего года "Байкал" отправился в свой первый, пока испытательный рейс по озеру Байкал. В своей телеграмме, руководитель строительства корабельный инженер Заблоцкий сообщал "… толщина льда 14 дюймов, три машины работали прекрасно при 64 оборотах…Скорость во льдах развивал до 12 верст в час, лед ломал прекрасно, при спокойной работе машин…".
В первый свой эксплуатационный рейс "Байкал" отправился, 24 апреля 1900 года, а чуть позже, в 1902 год, в строй вступил второй ледокол – "Ангара".
Первые зимние рейсы показали полную непригодность порта Мысовая из-за мелководья и открытости ветрам, и поэтому на восточном берегу озера Байкал появилась станция-пристань "Танхой", которая оказалась и удобнее и ближе. В целом же ледоколы исправно обслуживали переправу по Байкалу до вступления в строй
Кругобайкальский железной дороги. С 1900 по 1909 года ледоколы осуществили перевозку по озеру Байкал следующего: грузов - 80231086 пудов, пассажиров - 1460998 человек, животных - 188838 голов, паровозов и тендеров - 1864 шт., вагоны классные разные - 2434, груженые товарные вагоны - 100984, порожние товарные вагоны - 38 807, платформы груженые - 23457, миноносцы, в разобранном виде для Владивостока и Порт-Артура - 8, платформы порожние - 4803, воинские повозки - 8935.
Для обеспечения безопасности мореплавания весной 1896 года на озеро Байкал прибыла гидрографическая экспедиция под руководством подполковника Ф.К. Дриженко с задачей изучить озеро Байкал, исследовать гавани для будущей переправы, составить
карты Байкала. За шесть лет экспедицией по озеру Байкал была проделана поистине колоссальная работа: сделаны тысячи измерений глубин, построено 10 маяков, проведены астрономические наблюдения, учреждены водомерные посты, составлен первый научно-исследовательский документ - "Лоция и физико-географический очерк озера Байкал". А первое научно-исследовательское судно – катер "Чайка" появилось на озере
Байкал в 1916 году, построенное на частные пожертвования и средства Академии наук.
Гражданская война разделила как людей, так и корабли на белых и красных. Как известно, в такой войне нет победителей и побежденных, есть проигравшие и павшие…
28 января 1918 года, спустя 10 дней после подписания декрета "О национализации торгового флота", Комитет Советских организаций
Восточной Сибири принял постановление о национализации имущества Ангарского, Байкальского и Селенгинского пароходств, в том числе и судов Байкальской железнодорожной переправы. А несколько позже красные приступили к формированию Байкальской красной флотилии. "Байкал" был вооружен шестидюймовым орудием, на "Ангаре" установили две полевые пушки и четыре станковых пулемета "Максим", ходовую рубку обложили мешками с песком. "Ангара" стала активной участницей боевых действий на озере Байкал: вела разведку у станций Утулик и Мангутай, обстреляла белый бронепоезд в районе реки Паньковки, участвовала в десантных операциях у сел Голоустного и Култука.
Другое, селенгинское судно - вооруженный пароход "Кооператор", был передан в распоряжение Троицкосавского фронта и участвовал в боях на реке Селенге в составе Троицкосавского фронта под командованием легендарного "Сибирского деда" – Нестора Каландаришвили.
В свою очередь, белые сформировали свою флотилию на озере
Байкал, захватив пароходы "Феодосий" и "Бурят" и грузовые баржи.
Утром 12 августа 1918 года "Байкал" был атакован белыми кораблями. Находившийся на борту красный отряд Власова спешно покинул горящее судно, а команда ледокола во главе с капитаном Алексеевым смогла пришвартовать корабль, но не уберегла его от пожара. Судно выгорело и затонуло. "Записки на полях" сохранили имена моряков-байкальцев, участников тех событий – Сергея Солнцева, Степана Мирошникова, Константина Гаврилова, Мирона Рагозина.
"Ангара" несколько дней ходила по озеру Байкал, прячась от "Феодосия" и "Бурята". Около Бугульдейки судно подверглось артиллерийскому огню, но ушло от противника. 22 августа 1918 года "Ангара" пошла в Лиственичное для сдачи в плен и выбросив белый флаг, интересно, что из команды "Ангары" никто не пострадал.
В навигацию 1919 года ледокол возвращается к нормальной работе, совершая рейсы и перевозя грузы по озеру
Байкал. Но в начале января 1920 года, сохранившийся ледокол был превращен в плавучую тюрьму - при отступлении белых на "Ангаре" были казнены 31 человек.
Вернувшиеся на озеро Байкал в 1920 году красные создали свою Сибирскую флотилию, перебросив по железной дороге небольшие моторные катера – истребители, укомплектованные балтийцами и черноморцами, и вооружив байкальские пароходы. В 1921 году уцелевший ледокол ходил с десантом в Республику Бурятию к Усть-Баргузину, как тогда писалось в отчетах – "…для подавления кулацко-белогвардейского мятежа".
С 1922 по "Ангара" вернулась к мирной жизни, совершая ежегодно по одному - два рейса - только осенью в ноябре и в декабре по озеру Байкал, когда, ходившие летом колесные пароходы из-за ледостава плавать уже не могли. Эксплуатация парохода длилась 40 лет - до 1962 года, когда 60-ти летнее судно "отправили на пенсию", выведя в отстой. В дальнейшем корпус ледокола использовали как базу ДОСААФ, плавучий склад. В конце 1970-ых из "Ангары" решили сделать мемориальное судно, подобно "Авроре" в Ленинграде и "Красному вымпелу" во Владивостоке, но дальше слов дело не пошло, и судно затонуло прямо у пирса. И только, десять с лишним лет спустя, "Ангара" была поднята, отремонтирована, и на судне был открыт музей, посвященный истории судоходства Байкала.
Не менее интересный, но практически неизвестный советский период селенгинского и байкальского судоходства остался нами почти не исследованным. Не сохранились записки, как и не сохранилось в памяти имя старика – байкальского моряка, в бытность знакомства бывшим воспитателем третьего, детдомовского отряда в пионерлагере "Дружба", рассказывавшего об этом периоде.
И пока еще живы ветераны водных магистралей Республики Бурятия, пацанам – краеведам необходимо собрать материал и об этом периоде селенгинского речного судоходства. Пока старики живы….
По материалам книги Ю. Ведерникова