Мурочинский дацан на карте Байкала
Если Вы обнаружили опечатку, ошибку или неточность, сообщите нам - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Мурочинский дацан расположен в недалеко от села Мурочи на правобережье реки Чикой в 60 км на восток от города
Кяхта.
Монастырский комплекс состоит из трехэтажного каменного Цогчен-дугана. На север от главного храма в 15 м находится субурган «Лхабав» («Нисхождение Будды Шакьямуни со свитой с неба Тушиты»).
За субурганом небольшая роща, где на деревьях повязаны хий-морин, хадаки. На юго-восток от главного храма расположен дуган, в котором хранится зеленая лошадь Будды Майтрейи. На юго-запад от главного храма находится дуган, в котором хранится камень, с высеченными на нем молитвами на тибетском языке.
Мурочинский дацан, ранее Цонгольский или Хилгантуйский, (тибетское название «Балдан Брайбулинг» означает "Совершенное собрание плодов буддийского учения") принадлежит к числу старейших бурятских дацанов Забайкалья, сами монголы считают его, безусловно, первым дацаном по времени основания. На проходившие в Мурочинском дацане большие хуралы, молебны, обряды съезжались верующие из Селенгинского района и Бичурского района
Республики Бурятия и соседней Читинской области. Приезжали и жители окрестных русских сел для излечения от различных болезней.
К середине 30-х годов судьба буддийской, как и других религиозных конфессий в СССР, была практически предрешена. Повсеместно происходит национализация имущества дацанов, сопровождавшаяся разрушением культовых построек, варварским уничтожением священных книг на тибетском и монгольском языках, буддийских реликвий. Суровым репрессиям подверглось большинство ламаистского духовенства, голословно обвиненное в связях с японским фашизмом и разжигании мировой священной войны. Казалось, наступило время «упадка Дхармы», сравнимое разве что с мрачной эпохой гонений на буддизм печально знаменитого тибетского царя Ландармы.
История
Цонгольского дацана - одно из кровавых пятен в истории Республики Бурятия. В 30-е годы отсюда выгнали лам, увезли в неизвестном направлении. Имущество дацана конфисковали, частично разграбили. Многих лам расстреляли, других сослали на верную гибель в концентрационные лагеря Красноярского края и Колымы.
Еще через двадцать лет, в пятидесятые годы после этого было совершено новое злодеяние. Мурочинский дацан был разрушен до основания, на проданные кирпичи, по словам очевидцев, были куплены грузовые автомобили и в то время многим казалось: наконец-то разровняли и подготовили место для строительства новой, счастливой жизни. Но произошло противоположное. Со временем когда-то благополучные улусы, имевшие в прошлом с дацаном обширные узы, начали хиреть, а некоторые, как и храм исчезли с лица земли совсем. И все-таки разрушить за несколько лет накопленные веками народные обычаи и традиции не удалось. Несмотря на запреты, буряты продолжали принимать участие в религиозных обрядах, не утратили веру в возрождение духовной святыни народа.
В июле 1991 года в селе Мурочи состоялось освящение дугана, построенного на месте самого крупного в Бурятии Цонгольского дацана и произошло это знаменательное событие в дни празднования 250-летия официального признания буддизма в России и пребывания в Республике Бурятия Далай-ламы. В освящении его принимали участие досточтимый Кушок Бакула Римпоче - старейший тибетский лама, долгое время прослуживший послом Индии в Монголии, а также Жадо Римпоче - ныне настоятель Намгял дацана в Индии (центральная резиденция Далай-ламы XIV).
Первым шэрээтэ Мурочинского дацана стал Дамба-лама (Аюшеев Дамба Бадмаевич), получивший высшее духовное образование в Буддийском университете имени Дзанабадзара в Улан-Баторе. Именно Дамба-лама, как и в далекие годы Дамба-Даржа Заяев, стал инициатором и руководителем строительства по восстановлению и возрождению дацана «Балдан-Брэйбун».
Новый трехэтажный главный храм дацана начал строиться в июле 1992 года. По своему внешнему виду, архитектуре и размерам этот храм не уступает прежнему. В восстановлении первого буддийского храма приняла участие вся Республика Бурятия.
Сейчас в дацане служат 10 лам, закончивших высшие духовные заведения
Бурятии и Монголии.
Недалеко от основного храмового комплекса у священной скалы в местности Ранжур, на которой проявляется молитвенная надпись "Ом мани падме хум", построен Дуган "Арьябала", в котором также проводятся службы. Эта надпись была открыта первым настоятелем Дацана более 200 лет назад, а место стало целью паломничества буддистов из всей Центральной Азии и Забайкалья. Это одно из двух уникальных мест-святынь буддизма в мире, в которых Будда оставил свой знак. Второе такое место есть в Непале. У скалы ныне ежедневно проводятся медитации. Мурочинский дацан открыт для посещений.