Если Вы обнаружили опечатку, ошибку или неточность, сообщите нам - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Киндигирский род – это особый род эвенков, которые по образу жизни и роду занятий они делились на горных тунгусов - «ороней» (от эвенкийского «Орон» - олень), ведущих кочевой образ жизни, и береговых - «ламученов» (от эвенкийского «Ламу»- вода, море).
Стойбище Душкачан располагалось на высоком берегу реки Душкачанки, с северо-востока его защищали горы, вокруг был лес, пастбища для оленей. В 12 километрах - озеро
Байкал и устье реки Кичера. Тут и остановились киндигиры.
Название «Душкачан» - эвенкийского происхождения. Оно означает «Отдушина», то есть протока, входящая и выходящая из реки Кичера. Много лет назад село Душкачан являлось главной резиденцией Киндигирского рода. В1880 году тунгусы разделились на 4 рода. За 50 лет количество их уменьшилось в 5 раз. Причинами сокращения их численности послужили эпидемии оспы, ссыпного тифа, туберкулеза и другие болезни. Оскудение животного мира тайги
Восточной Сибири, где охотились
эвенки, послужило их материального положения.
Холодные жилища, недоедание, плохое медицинское обслуживание, частое употребление алкоголя, пристрастие к табаку детей стали причиной постепенного сокращения численности тунгусов. К настоящему времени осталось 157 киндигиров. В селе Душкачан, в главном стойбище тунгусов, киндигиры решали свои жизненно важные вопросы: распределение охотничьих угодий, рыбопромысловых рек.
Два раза в год проходили шумные ярмарки, где тунгусы продавали пушнину баргузинским и иркутским купцам. За торговлей мехами следило полицейское управление. Владения Киндигирского рода были обширны, богаты зверем и рыбой.
Киндигиры кочевали по берегам рек Верхняя Ангара, Кичера, Холодная, Тыя, Чая, Чуя и по восточному побережью
Байкала. У киндигиров издавна сложился промыслово-охотничий тип хозяйства. Главным источником благополучия для киндигира был олень. К 1885 году в Душкачане жили 3-4 русских семьи.
Первая крестьянская изба была построена Мисюркеевым. Он занимался земледелием, скотоводством, торговлей.
Система управления у киндигиров была крайне проста. Существовали родовые управления. Выбирали по одному шуленге от каждого рода. Шуленга избирался сроком на 3 года и по избранию утверждался губернатором. С 1892 года родовые управления реорганизованы в родовые управы, во главе которых стоял голова. Управы подчинялись и народческим (тунгусским) начальникам.
Религиозные верования тунгусов и их представления об окружающем мире органично были связаны с природной средой. Поэтому тунгусы верили в силу природы - духов. С приходом русских началось приобщение тунгусов к православной вере. В 1839 году была отведена земля под церковь.
С продовольствием у тунгусов были проблемы. Они часто голодали, так как снабжение шло через экономические магазины.
В 1908 году царское правительство представило тунгусам право «казенного воспитания сыновей в кадетских корпусах». «Начиная с приема учебного года, должно отчислятся для тунгусов по одной казенной вакансии». В 1895 году было построено здание школы на 20 учащихся. К этому времени был открыт интернат для тунгусов.
В 1921 году через Северобайкалье прошла банда Дуганова. В селе Душкачан погибли от рук бандитов активисты В.С. Уфимцев и братья Сокольниковы, в честь которых воздвигнут памятник.