Главная » Сибирь » Исследование Сибири
Туризм. Отдых. Турфирмы. Гостиницы. Турбазы.

Архив

Июнь 2017
Май 2017
Апрель 2017
Март 2017
Февраль 2017
Январь 2017
10082009

Исследование Сибири

Рубрика: Сибирь, История и культура

Вам нравится?
да | нет
2
Если Вы обнаружили опечатку, ошибку или неточность, сообщите нам - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Исследование Сибири Трудно сказать, когда и каким образом происходил процесс познания далекой северной страны - Сибири, но сведения о ней были включены в такой интереснейший документ, как "Книга гор и морей", - полному, единственному и самому первому письменному собранию мифов, легенд и преданий, который на рубеже III-II тысячелетия до нашей эры оформился в виде рукописи с позднейшими вставками, имевшей довольно широкое распространение среди народов юго-восточной части азиатского материка. Однако ученому миру он стал известен буквально в последние десятилетия.

Анализ небольшого, но емкого и чрезвычайно разрозненного текста показывает, что наиболее хорошо знакомый географической объект на Севере у древних народов юго-востока Азии было озеро Байкал. Племена и народы, обитавшие на берегах озера Байкал, представлены в книге в очень фантастическом виде. Что же касается земель более отдаленных, то при описании их авторы не скупились на свой вымысел. Тем не менее, некоторые факты находят подтверждение в исторической этнографии сибирских народов, в том числе бурят.

"Книга гор и морей" описывает озеро Байкал так: "Есть Большое озеро, каждая сторона которого в тысячу ли. Птицы там сбрасывают перья". В другом месте источника говорится примерно то же: "Там расположено Большое озеро окружностью в тысячу ли. Здесь стаи птиц меняют свое оперение". В третьем месте книги читаем: "Птицы выводят там птенцов и сбрасывают перья". По берегам озера отмечаются многочисленные родники с холодной и прозрачной водой.

Если учесть, что мера длины ("ли") у древних народов юго-востока Азии равнялась приблизительно 500 метрам, то длина каждого из двух берегов Большого озера определяется в 500 километров, что соответствует протяженности озера Байкал.

Примечательно, что именно эта географическая особенность Сибири и сибирского озера-моря привлекала внимание всех, кто попадал на его берега. В малоизученной космографии "Диковинки сотворенного", относящейся к XII веку, арабы называли Байкал именем Бахр-ал-Бака, что в переводе означает "Море, рождающее много слез" или "Море ужаса". Далее идет следующее описание страшного водоема в Сибири - сибирской студеной стране: "Бахр-ал-Бака. Это море с удивительной прозрачной и приятной на вкус водой. Оно расположено за морем Алмазов. Всевышний создал его в форме двух рогов, соединенных вместе. Оно возникло из подземной расщелины. И стонало оно всегда и будет стонать вплоть до судного дня. И море это находится в постоянном волнении и реве..."

Самое любопытное заключается в том, что посреди озера древние сказания помещают единственный большой остров-гору: "... Если продвинуться по реке четыреста ли к северу, то увидишь озеро Великое. Там есть гора под названием Столица Предка, окружностью в сто ли. Там нет растительности..." В другом месте эту гору-остров называют "Змеиной горой", на которой, якобы, водилось много пестрых птиц. Эти птицы слетались огромными стаями в сотни тысяч и своими крыльями застилали небо и солнце. "Это было величественное зрелище",- подчеркивается в "Книге гор и морей". Около острова, в море, имелась "Пучина птичьих перьев", куда вышеназванные птицы и сбрасывали свои перья.

Озеро Байкал издавна славился обилием птиц. Еще в середине XVII века протопоп Аввакум в своем "Житии" говорил: "...гуси и лебеди по морю яко снег плавают". С мифическими птицами-орлами и лебедями связано происхождение части бурятского народа. Культ царя птиц "Ихэ шубууна" до сих пор существует на острове Ольхон. Примечательно, что в некоторых случаях он называется и хозяином острова Ольхон, и хозяином озера Байкал. Это тем более любопытно, что в древних мифах южных народов хозяином Северного моря – озера Байкал, а по "совместительству" и богом злого студеного ветра всегда являлось существо в образе человеко-птицы, которое проживало на острове Ольхон.

В этом свидетельстве мы видим, вероятно, отзвук культового почитания птиц, существовавшего у древних народов побережий озера Байкал. Как показали археологические раскопки на озере Байкал, проведенные у входа в пещеры "Ихэ шубууна", культовое почитание этого места возникло еще в эпоху бронзового века и продолжается до сего дня, несмотря на то, что прошло уже около 4-5 тысяч лет. Культ птиц существовал в то время и в Сибири, о чем красноречиво свидетельствуют данные наскальных рисунков. Любопытно еще и то, что материалы "писаниц" рисуют мифическую птицу в образе шамана-человеко-птицы, образ, хорошо известный в шаманстве бурят как птичье существо, от которого произошли шаманы и вообще люди.

В отношении озера Байкал древние мифы дают еще несколько любопытных свидетельств. Первое из них о неизвестных "удивительных тварях", которые время от времени на миг появлялись из воды и тут же исчезали в морских глубинах. Скорее всего, под "удивительными тварями" мы можем подразумевать знаменитую байкальскую нерпу, до сих пор удивляющую людей, как своей формой, так и загадочным происхождением.

Второе свидетельство - это дорога к озеру Байкал по реке, которая течет "на северо-запад и впадает в Великое озеро". Скорее всего, это есть первое упоминание о Селенге, по долине которой издавна осуществлялись связи народов Центральной Азии с таежными племенами Сибири.

И, наконец, третья рассказывает о людях и племенах Сибири, живущих по берегам озера Байкал. В отличие от приведенных выше данных, знания древних народов юго-востока Азии о них были смутные, и чем дальше жили люди, тем фантастичнее они выглядели в представлении этих народов.

Наибольшую известность Северное море – озеро Байкал получило благодаря существовавшему, якобы, на острове Ольхон входу в подземное царство мертвых, где души предков, находили свое последнее пристанище. Вход охранял страшный великан, который имел на голове острые рога. Согнув громадное тело в девять изгибов, он вытягивал залитые кровью руки и загонял в ад умерших.

Вблизи входа в ад находилась Страна Великой Тьмы, жители которой, как свидетельствует источник, круглый год ходили голыми и жили в мрачных пещерах, не видя солнечных лучей. Там же обитали черные птицы, черные змеи, черные барсы, черные тигры, черные лисицы и всякая прочая черная тварь. С вершины горы можно было увидеть другую гору, также черную, с причудливыми очертаниями. На ней жили черные, как уголь, люди. "Еще жили там богатыри с человеческими туловищами и лошадиными ногами, покрытые длинной шерстью,- пишется в "Книге гор и морей".- Они хлестали себя нагайками по ноге и носились по степи с быстротой ветра, с криками "га, га, га!", как дикие утки в осеннем небе". Древние мифы называют Сибирь страной именем динлин и сообщают о ней следующие подробности: "Это были мрачные и унылые места, имевшие много колдунов", вероятно, шаманов.

Динлины, как и их удивительная особенность, быстро бегать на лыжах, обтянутых камусом, не раз отмечались и последующими хронистами в районе озера Байкал. Одними из их потомков могут считаться, по В.А. Сердобову, современные тофалары, которых в старину называли "карагасами", то есть буквально "черными гусями". Отдельные потомки динлинов сохранились у бурят, хакасов, тувинцев, эвенков и у других народов Байкала. Примечательно, что в старину у бурят существовала специальная обувь для охоты, сшитая из снятых с ног лошадей шкур. По некоторым письменным источникам народов юго-востока Азии, динлинов называли еще одним именем, а именно "лошадиные голени", что, вероятно, является намеком на специфическую обувь.

Другой народ Сибири, живший на берегах озера Байкал, имел название "длинноухих". "Книга гор и морей" четко локализует их селения: "Города их стоят на море...". Немного далее уточняется: "Народ царства Вислоухих... питаются просом, живут на острове в Северном море. Там обитает бог с человеческим лицом и туловищем птицы".

Древние источники говорят, что жители Страны "длинноухих" имели длинные, свисающие до плеч уши, которые при ходьбе приходилось поддерживать. Каждому жителю страны прислуживало по два полосатых тигра, приходивших откуда-то с востока, в старые времена амурские тигры действительно появлялись в Забайкалье и нередко забегали в Приангарский край. По другому варианту рассказывается иная причина появления длинных ушей. Оказывается, люди Страны "длинноухих" очень любили шептаться на ухо, за что их царство прозвали "шепчущиеся на ухо".

"Длинноухими", вероятно, были далекие предки современных бурят и якутов, так называемые курыкане, густо расселенные в прошлом по западному побережью озера Байкал, в Приангарье и на острове Ольхон. "Длинными ушами" могут быть уши традиционных шапок - "малахаев", которые известны как по наскальным рисункам, так и по древней одежде бурят. Хотя курыкан Сибири некоторые древние авторы пытались изобразить истинными дикарями, живущими среди болот и лесов, питающимися кореньями, одевающимися в звериные шкуры и говорившими на "нечленораздельном" языке, но известно, что это было довольно сильное объединение из трех племен, имевшее и города, и пашни, и сложную систему оборонительных сооружений, и, вероятно, письменность.

Восточнее озера Байкал существовали два царства. Первое из них называлось "Люди, держащие завязки", а второе - "Ходящие на цыпочках". Если первое название объясняется тем, что люди страны все время держали завязи от шапок у подбородка ввиду частых и сильных ветров, то второе название появилось вследствие фантастического облика живущих там людей. Население мифического царства Сибири отличалось высоким ростом, очень длинными ногами, за что их иногда называли "длинноногими". При ходьбе люди вставали только на пальцы и не касались пятками земли. По другой версии такая странная ходьба объяснялась, якобы, тем, что ноги у этих существ были вывернуты наоборот, так что если следы вели на север, то обитателей страны нужно было искать на юге. По этой причине людей Страны "ходящих на цыпочках" называли иногда "людьми с пятками навыворот".

Если от Северного моря – озера Байкал двигаться на запад, то, прежде всего можно было попасть в Страну "безутробных". Обитатели ее отличались не только высоким ростом, но и отсутствием в животе кишок. Съеденная пища не переваривалась, а сразу проскакивала и выходила наружу. В последующие времена жители юго-востока Азии серьезно предполагали, что эту пищу, вышедшую наружу, можно было есть заново. "Безутробных" разделяли на несколько рангов и считали, что люди каждого низшего ранга ели отходы пищи людей, стоявших выше, а под конец ее съедали собаки. Все это напоминает ушедший в прошлое обычай, существовавший у большого круга народов Центральной Азии, в том числе и бурят Сибири, при котором первыми ели пищу мужчины, от них несъеденные куски передавались женщинам, после чего к трапезе приступали дети. Последними обгладывали кости собаки.

Исследование Сибири Где-то вблизи Страны "безутробных" находилось Царство Сибири - "людей с глубоко запавшими глазами". Питались они исключительно рыбой и в одной руке всегда держали рыбу, как будто собирались ее съесть. "Книга гор и морей" называет это царство еще и как Царство "глубокоглазых" или "голубоглазых". Рассказывается, что у жителей его по одной руке, поднятой вверх, и по одному глазу. Акцентирование внимания на "глубоко запавшие глаза", возможно, есть слабое указание на антропологическую особенность упоминавшихся динлинов, имевших, как передают некоторые древние источники, вполне европеоидный облик, при котором азиатскими жителями всегда отмечаются "глубоко впавшие за переносицей глаза", тем более голубые.

Западнее страны "людей с глубоко запавшими глазами" жили потомки "длинноухих". "Книга гор и морей" называет их людьми Сибири" с вывернутыми коленками и руками". У ее жителей отсутствовали кости, а к тому же было всего по одной руке и ноге, которые были мягкими "как кусок мяса" и свободно гнулись в разные стороны. "Царство мягкотелых находится к востоку от царства Одноглазых. Там у людей одна рука и одна нога вывернуты: коленка искривлена, ступня повернута наверх. Еще говорят: в царстве... ноги у людей повернуты ступнями назад, словно сломаны".

Еще западнее имелась вторая Страна Сибири "одноглазых". "Книга гор и морей" сообщает: "Страна чертей... У ее жителей на лице только один глаз". В другом месте источника говорится: "В царстве Одноглазых... у людей - один глаз, расположенный посредине лица. Другие говорят, что у них есть руки и ноги".

Поблизости от Страны "одноглазых" водилось много страшных чудовищ и оборотней, один вид которых заставлял людей дрожать от страха. Один из таких зверей напоминал собаку, тело которой было зеленого цвета. Это чудовище питалось людьми и начинало пожирать их с головы. Другой зверь походил на тигра с крыльями, а все тело его было покрыто острыми шипами, как у ежа. Он также пожирал людей, начиная с головы. Там же водились черные пчелы и красивые мотыльки, размерами "превосходящие слона". Там жили еще дикари, имевшие крепкие ноги, тело которых было полосатое, как у тигра. Встречались там страшные оборотни с человечьим лицом и звериным туловищем зеленого цвета. Были и призраки с человечьим телом и черной головой с вертикальными стоящими один над другим глазами. Еще жили там странные люди с человечьей головой о трех рогах. В тех же местах имелись и чудовища с кривой шеей, голова у которых имела косматые волосы, свисавшие на грудь. Руки и ноги у этих диковинных тварей были обрублены, и тело в целом напоминало "гладко выструганный ствол". И тем не менее они находились в непримиримой борьбе друг с другом и во время битв наносили раны, "подобно свирепым волкам".

Кроме указанных выше стран Сибири, удивительные признаки которых находят аналогии в мифологии, этнографии, археологии и антропологии народов озера Байкал, "Книга гор и морей" упоминает еще некоторые мифические народы, жившие в районе озера Байкал. Прежде всего, это "Царство, дарованное собаке" или "Царство собак-воинов" - "Его жители похожи на собак". Имелся народ "волосатых", питающийся просом и приручающий четырех птиц, Царство "людей с крыльями", "Царство быка", племя которого также считали потомками "вислоухих". Помещалось там и Царство "не имеющих потомства", люди которого жили в пещерах, питались исключительно воздухом, рыбой и землей. Они не делились на мужчин и женщин. Когда "не имеющие потомства" умирали, то в землю закапывали только их сердце. Мертвые тела не поддавались гниению, а через сто двадцать лет вновь оживали.

Если представления древних народов юго-востока Азии о Сибири и озере Байкал, о странах и народах вокруг него были очень смутными и граничили с домыслами, то совершенно ничего не знали они о студеных северных землях вниз по Лене и другим великим рекам Сибири. В этом нас убеждает миф о Стране Крайнего Севера Сибири. Он приводится в довольно распространенном рассказе о том, как народный герой Юй, усмиряя наводнение, обошел все земли. Первым на Севере он, якобы, посетил "Страну истинных людей", "Страну собакоголовых", "Страну великанов". На озере Байкал он встречался с божеством ветра.

Насмотревшись разных чудес в районе Северного моря – озера Байкал, народный герой - усмиритель потопа решил вернуться домой. Однако в пустынной снежной равнине он сбился с дороги и отправился еще дальше на север Сибири. Шел он долго и стал замечать, что попал в необычную местность: это был высокий голый гребень горы, на вершине которого не росло ни деревца, ни травинки, не летали птицы, не пробегали звери. Герой удивился и поднялся на гору, чтобы обозреть окрестности. За горами лежала плоская, голая равнина Сибири. Целая паутина маленьких, извилистых потоков переплетались в ней. По берегам ручьев лежали и сидели мужчины и женщины. Некоторые пели, другие танцевали, третьи пригоршнями пили воду. Было видно, как некоторые, пошатываясь и навеселе, падали на землю и засыпали мертвым сном. Другие продолжали петь, танцевать и играть - каждый веселился, как хотел и никто не обращал внимания на перепивших.

Удивленный герой спустился с горы. Он узнал, что это есть Страна Крайнего Севера Сибири. Очертания ее "напоминали жернов". Естественными границами страны служили невысокие сопки. В центре мифической земли находилась гора-сосуд, из которой вытекал ручей с множеством рукавов. Вода ручья - "божественная влага" - была на редкость ароматной, сладкой и обладала еще одним драгоценным качеством - ею можно было насытиться. Несколько глотков утоляли голод и жажду. Выпив побольше - опьянеешь и будешь спать десять дней беспробудно. В Стране Крайнего Севера было не слишком холодно и не жарко, не было ни ветров, ни дождей, ни инея, ни снега. Весь год походил на вечный весенний день. Люди не заботились ни об одежде, ни о еде. Никто не ткал, не пахал. Люди не трудились, и никто никого не угнетал. Все вели жизнь радостную и беспечную: ели, спали, после пробуждения снова ели... Жили в мифическом царстве по сто лет. Стоило лишь топнуть ногой, как человек оттуда мог попасть на небо и жить в раю вместе с богами.

Даже при явном вымысле всех приведенных выше сведений о Стране Крайнего Севера Сибири, тем не менее данное сообщение представляет большой интерес. Любопытно, что у народов Сибири издавна бытует рассказ о северных землях, более теплых и счастливых чем те, в которых они жили. Чем севернее проживали рассказчики, тем все дальше помещалась эта мифическая страна. Якуты с низовьев Лены располагают ее даже где-то во льдах Северного Ледовитого Океана. В этой редакции рассказ был услышан известным геологом В.А. Обручевым, который на основе их написал два таких выдающихся научно-фантастических произведения как "Земля Санникова" и "Плутония". В последнем из них академик В.А. Обручев даже попытался обосновать теорию о допустимости существования такой земли. Мифическую землю Санникова долгое время искали отважные покорители Арктики и каждый новый остров, зажатый льдами океана, принимали за искомую землю. Но, однако, "кусочек рая" на далеком Севере Сибири так и не был найден.

"Книга гор и морей" - весьма ценный исторический документ, который ждет своей расшифровки учеными. Приведенные выше данные - это только небольшая часть сведений о Сибири. Мы ничего не сказали здесь о богах озера Байкал и всего Севера Сибири, между тем анализ их образов как ни удивительно находит аналогии в шаманстве всех народов населявших озеро Байкал, особенно бурят. Археологические раскопки у подножья "писаных" скал подтверждают скупые данные о существовании на берегах озера Байкал священных гор. Одно из таких мест локализуется на острове Ольхон, что и было подтверждено раскопками.

Анализ текста "Книги гор и морей" показывает, что народы юго-восточной части Азии уже были наслышаны о Сибири, особенно о озере Байкал и народах, населявших его берега. В истории зафиксировано несколько случаев контакта между этими народами посредством взаимных посольств. Что же касается более отдаленных земель, то основным источником для включения их в "Книгу" послужили устные рассказы, и, вероятно, переданные далеко не от первых лиц. По этой причине эти земли остались почти неизвестными древним хронистам, и сведения о них отличаются большой фантазией.

В поздних летописях, относящихся к первым векам нашей эры, знания о озере Байкал становятся более достоверными. Мы встречаем уже первые известия о трудностях переправы. В переводе монаха-китаеведа Иакинфа Бичурина из "Тан-шу" сказано так: "Гулигань кочевало по северному сторону Байкала. Земли гулиганевы на север простирались до моря и... чрезвычайно удалены. По переправе за море - Байкал на север дни долги, ночи короткие. По закате солнца только баранья селезенка успеет изжариться, как на востоке уже показывается рассвет".

Эти сведения о Сибири были настолько необычными, что спустя тысячелетие один из императоров, читая записки древних, откровенно недоумевал по поводу столь долгой переправы через озеро Байкал. "Какая правда,- писал он,- в том, что от сумерек до рассвета сварится одно баранье междуплечье... Только пользуясь принесенными хвастливыми словами, записали их в исторические списки. Дело не соответствует истине, не заслуживает передачи на веру".

В переводе другого документа танской эпохи, в географическом обозрении "Тан-шу-ди-ли-чжи", можно найти следующие строчки о переправе через озеро Байкал: "На север от двух поколений Гулигань и Дубо имеется небольшое море. Когда лед крепок, лошади, идя восемь дней, могут переправиться. На север от моря много больших гор... День длинен, а вечер краток. Так называемое Малое море и есть эти воды".

В данном описании мы хорошо видим знакомую природу озера Байкал. Упоминаемые горы относятся, вероятно, к горам Прибайкальского хребта. Переезд на лошадях через "Малое море" по льду также не нов для озера Байкал. Вполне вероятно, что раньше наше озеро-море Сибири ко всему прочему действительно называли и "Малым морем", имя которого сохранилось вблизи острова Ольхон, как раз в той части Байкала, где курыкане были наиболее густо расселены, о чем свидетельствуют археологические находки: пашен, оросительных систем городищ, могильников, наскальных рисунков, защитных каменных стен и т. д.

Исследование Сибири Из числа археологических памятников Сибири, известных в настоящее время, немалый интерес представляют городища и пещеры Байкала вдоль всего западного побережья озера Байкал. Ученый Сибири, посвятивший всю свою жизнь изучению пещер Павел Павлович Хороших считает, что пещеры Байкала служили в эпоху курыкан не только временными жилищами или вернее убежищами, но и естественными наблюдательными сторожевыми вышками.

В этом случае пещеры Байкала входили в единую систему укрепленного пояса восточных рубежей страны курыкан. Не случайно поэтому, что городища с оборонительными рвами, валами, стенами и наблюдательные вышки и пещеры находятся в основном в средней части северо-западного побережья озера Байкал.

Это может свидетельствовать о том, что один из наиболее вероятных путей в землю курыкан действительно шел долиной реки Селенги и из ее устья за озеро Байкал. Этим путем, пожалуй, единственным и наиболее удобным, и стремились проникнуть через озеро-море Сибири восточные враги курыкан, ибо четко организованная система обороны на западном побережье озера Байкал находится как раз напротив устья реки Селенги.

П. П. Хороших считает, что на этих сторожевых постах, расставленных по всему северо-западному побережью озера Байкал, несли пограничную службу воины курыкан. При случае, если озеро Байкал переплывал или переходил по льду вражеский отряд, наблюдатели давали дымовые сигналы на близлежащие стоянки и укрепленные городища, призывая к готовности отразить набеги непрошенных гостей из-за Байкала-моря.

Так это было на деле или иначе, но каждый, кто исследовал пещеры Байкала или посещал их, замечает, что некоторые из них имеют искусственно построенные площадки. В качестве примера сошлемся на пещеру Скрипер, что в пяти километрах севернее села Коты. Из этой пещеры Байкала, расположенной на высоте около 150 метров над уровнем озера Байкал, открывается большой обзор панорамы озера Байкал и его противоположного берега в районе устья реки Селенги. Археологические раскопки дали, кроме прочего интересного материала разных эпох, предметы явно курыканского происхождения, как, например, днище сосуда с руническими знаками.

Но самое интересное то, что по обеим сторонам от входа в пещеру, на отвесных стометровых скалах имеются две искусственно вырубленные ниши-площадки. У подножья пещеры Байкала, непосредственно на берегу озера Байкал, обнаружено многослойное поселение, где верхние слои культурного горизонта дают опять-таки материал курыканского времени. Узкое ущелье, начинающееся от стоянки и проходящее мимо пещеры Байкала в глубь Прибайкальского хребта, через несколько километров выводит к одному из укрепленных городищ. К северу от пещеры Байкала также имеются жилые места курыкан, обнесенные земляными валами и защитными стенками из камня.

К слову сказать, подобная система охраны территории озера Байкал через естественную водную преграду озера Байкал, не является исключением только для курыкан. Примерно так охранялись восточные границы "земли Иркуцкаго города" во второй половине XVII века.

Озеро Байкал как большой водоем и в летнее, и в зимнее время действительно был преградой многим захватчикам. Если обратиться к писаной истории Сибири до и после курыкан, то можно найти немало интересных фактов, пока не нашедших должного осмысления в современной исторической литературе.

Один из таких фактов относится к эпохе завоевания хуннскими племенами Забайкалья. Как известно, "северная" ветвь хуннов, проникнув с юга вследствие внутренних междоусобиц стала порабощать коренные народы Сибири, имя которых до нас не дошло, но которых археология относит к общей культуре "плиточных могил". Это были племена бронзового и раннего железного веков с относительно развитым скотоводческим хозяйством, племена, оставившие нам большую галерею наскальных рисунков, выполненных красной охрой.

История Сибири не знает, как происходили взаимоотношения между "аборигенами" и "пришельцами", но можно предположить, что не совсем мирно, как это обычно бывает на практике. По крайней мере, сейчас установлено, что "плиточники" бежали от хуннов за озеро Байкал, в современную Иркутскую область, где они положили начало формированию курыкан.

Что же делали хунну?

Свидетельств тому, что они преследовали убегающих, нет. За озером Байкал неизвестно ни одного предмета, ни одного черепка от посуды, которые бы бесспорно принадлежали хунну. Более того, хунну, вторгшись в Забайкалье, чувствовали себя там крайне неуютно. По крайней мере, основное число их памятников находится как раз на самом юге, вблизи нынешней Кяхты. Зато на северных границах озера Байкал они построили укрепленное поселение, в котором и сами-то жили мало.

Хунну не смели и не могли также вольготно хаживать за озеро Байкал, как они это делали на юге нынешней Республики Бурятия и севере Монголии, где устраивали грандиозные усыпальницы своих вождей. Одно из таких классических захоронений было раскопано бурятским археологом П.Б. Коноваловым под Усть-Кяхтой в Ильмовой пади. Более того, эти северные народы, согнанные с родных кочевий, начиная с 64 года до нашей эры, стали давать о себе знать набегами на поселения хунну.

В истории Сибири зафиксировано несколько опустошительных набегов так называемых динлинов, которые, как считает тувинский исследователь А.Я. Сердобов, составляли собственно не один народ, а собрание многих - конгломерат, в который, несомненно, входили и люди "культуры плиточных могил", нашедших свою вторую родину в Предбайкалье.

В одной из древних летописей, переведенной Иакинфом Бичуриным, читаем о двух таких набегах: "Динлины напали на гуннов с севера в 64 году до н.э., пользуясь их слабостью. В добычу получили несколько десятков тысяч лошадей и великое множество быков и овец... Со следующего года, 63 динлины, сряду три года производили набеги на земли хуннов, убили и в плен увели несколько тысяч человек, угнали множество лошадей и рогатого скота. Хунны посылали за ними 10 000 конницы, но без всякого успеха".

В конечном итоге динлины или это были какие-то другие, но опять же местные, вассальные, племена сожгли крепость хунну, воздвигнутую ими в 15 километрах вверх по Селенге от современного города Улан-Удэ – столице Республики Бурятия, в устье реки Иволги. Этот удар был так силен, что захватчики бежали и больше сюда не возвращались.

Так бесславно заканчивались попытки южных завоевателей Сибири в эпоху раннего средневековья пересечь сибирское озеро-море – озеро Байкал. Никто из них так и не ступил, вероятно, на западный берег озера Байкал.

По материалам книги А.В. Тиваненко
03151
Интересное в Сибири, Иркутской области и Республике Бурятия:
  • Озеро Байкал - черные бакланы
    На Байкале орнитологи регистрируют возрастание популяции черного баклана, которые издавна были самым распространенным...
  • Давление воздуха
    Давление воздуха объясняет многие климатические явления. С сентября по апрель на территории России и сопредельных стран...
  • Озеро Ханхой
    Озеро Ханхой расположено в средней части западного побережья острова Ольхон в Иркутской области. Озеро Ханхой известно...
  • Бурхан
    Шаман-скала (скала Шаманка) или мыс Бурхан, это одна из 9 святынь Азии, которая ранее называлась "камень-храм", она...
  • Индейцы в Сибири
    Предки современных индейцев оставили многочисленные следы своего пребывания на территории восточной России - в Сибири и...
  • Предания Восточной Сибири
    Древние обитатели Витимского плоскогорья Может, тысяча лет прошло, как в тех местах - в Кедровке - баргуты жили....
Оставить отзыв, комментарий
Имя:
E-mail:
Последние сообщения с форума
Отдых на Байкале в коттедже "УтуликЛюкс", написал Sergei2009
Ответил Sergei2009, А что на снежной? Куча испражнений, все загадили. Я построил еще гостевой дом на 1-2семьи. Квадроцикл, велосипеды, судно на воздушной подушке, тир, бо...
Отдых на Аршане, написал Natalia
Ответил BaikalGol, Отдых и размещение в гостевых домах п. Аршан, приглашаем: http://www.otdyh-v-...
Безенги, центральный Кавказ, горный поход. Отчет, написал olka30
Ответил vazonov11, классный отчет.
Кто в Иркутске качественно предлагает туры на Ольхон, написал Nudaurr
Ответил Веста, Ангара тур в Иркутске предлагает очень качественно и профессионально туры на Ольхон и не только! В июле отдыхали в отеле в Хоранцах вместе с друзьями...
Турбаза Шумак в Восточном Саяне, написал Vika
Ответил Марина, вика, а скажите пожалуйста, сколько стоит это удовольствие,как найти группу и где это лучше делать, может дадите какие нибудь ссылочки или адреса почт...
Приглашаю в Хакасию, написал choopi
Ответил choopi, Приглашаю в Хакасию. Акварельный мастер-класс + интересная туристическая программа, конные вылазки, сплав по реке Белый Июс, прогулки по горам и пещер...
Купить билеты до Хужира и Аршана теперь можно online, написал Юлия
Ответил Юлия, Автовокзал Иркутска запустил online сервис по продаже билетов на Ольхон (до поселка Хужир), а также до Аршана и Улан-Удэ. Купить билеты «Иркутск – по...
На Байкале пролив Малое море зарастает спирогирой, написал Saurm
Ответил Saurm, Научную экспедицию «за спирогирой» провели на Байкале ученые Лимнологического института Сибирского отделения Российской академии наук из Иркутска. В е...
Вверх
Рейтинг@Mail.ru
© 2009-2015 Travel-Siberia.Ru

По всем вопросам обращаться на travelsiberia@gmail.com
Использование любых материалов, размещенных на сайте, допускается только со ссылкой на сайт "Турпортал Байкал и Восточная Сибирь"