Если Вы обнаружили опечатку, ошибку или неточность, сообщите нам - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Об истории Прибайкальского района
Республики Бурятия свидетельствуют многочисленные памятники, имеющиеся на его территории. В долине реки Селенги на озере Байкал известны стоянки человека эпохи палеолита (Еловка, Острог). В конце прошлого века
Черский И.Д. в пещере у деревни Острог обнаружил орудия труда палеолитического облика и остатки шкуры мамонта. Однако в настоящее время этот интересный памятник частично уничтожен при строительстве дороги на Покровку.
Неолитические и разновременные поселения Республики Бурятия известны в основном на берегах озера
Котокель и в котловинах на восточном побережье озера
Байкал (села Баня, Горячинск, Исток Котокельский, Солонцы, Угольная яма, остров Монастырский, Кома, Турка, Черемушки, Ярцы Байкальские, Катково), а также пещера у села Турунтаево.
К эпохе бронзы - раннего железа относится, наскальные рисунки у сел Турунтаево и Югово, а также плиточные могилы близ сел Турунтаево и Татаурово.
Русские казаки - землепроходцы, проникшие за озеро
Байкал в середине 17 века, застали в долине Селенги бурятское население, а в итанцинских лесах и на берегах озера Котокель - эвенкийских охотников и рыболовов. В силу благоприятных природных условий русское население стало селиться деревнями по берегам рек Селенги и Итанци, вокруг Ильинского и Итанцинского острогов. В 1683 году был основан Троицкий Селенгинский монастырь, усиливший процесс хозяйственной колонизации края. В конце 17 века в нем квартировал полк Ф.И. Скрипицына, который совместно с бурятскими вооруженными формированиями отстоял Забайкалье от территориальных посягательств маньчжурско-монгольских феодалов. Сам монастырь представляет интерес в том отношении, что является первым каменным зданием за озером Байкал.
В то же время осваиваются пути на
север Байкала, в Баргузинский край, которые поначалу шли морем, а на рубеже 17-18 столетий появилась кочевая тропа по реке Кике на Котокель и далее, с зимовьями для ночлега путников. На Туркинских горячих источниках началось создание первого в
Восточной Сибири курорта.
В 18-19 веках возрастает роль Троицкого Селенгинского монастыря как владельца обширных земельных и лесных угодий, рыболовных промыслов на озере Котокель. Возникают также деревеньки старообрядцев - переселенцев на берегах Котокель. В 1791 - 1818 годах была построена Спасская церковь в селе Турунтаево, а в 1813 - 1836 Сретенская в Батурино. Из памятников архитектуры Республики Бурятия 19 века привлекает внимание здание общественного "магазейна" в селе Кома.
Прибайкальский край Республики Бурятия известен и местом ссылки декабристов 25 января 1833 года по отбытии срока каторжных работ в селе Батурино прибыл И.Ф. Шимков скончавшийся здесь через три года, в августе 1836 года. Он похоронен близ Сретенской церкви. В Турунтаево на поселении находился декабрист Е.П. Оболенский, на Туркинских минеральных водах лечились К.П. Торсон, И.И. Пущин и другие декабристы. По дороге на Баргузин не раз проезжали В.К. и М.К. Кюхельбекеры, бывали здесь также участники народно - освободительной борьбы в Польше, революционные народники, и пролетарские революционеры, направлявшиеся в места ссылки.
События Октября и гражданской войны в
Республике Бурятия отражают два памятника: братская могила красногвардейцев, расстрелянных белыми в августе 1918 года на станции Татаурово после падения Прибайкальского фронта, и дом Ф. И. Шалаева в селе Югово, в котором размещались подпольная большевистская организация и штаб партизанского отряда села в годы гражданской войны.
Большое количество памятников в районе посвящены воинам-землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В период с 1965 по 1985 годы они построены в Турунтаево, Горячинске, Нестерово, Покровке, Таловке, Татаурово, Старом Татаурово, Троицке, Турке и Югово.
Плиточные могилыПлиточные могилы — эффектные могильные сооружения бронзового и раннего железного веков, встречаются на обширной территории Байкала, Забайкалья и Монголии. В
Республике Бурятия они известны преимущественно по степным долинам рек Селенга, Джида, Чикой, Хилоки, Уда. В 1963 году археологическим отрядом Бурятского комплексного НИИ были обнаружены плиточные могилы в средней части долины реки Баргузин - северо-восточного притока озера Байкал. Баргузинская долина до недавнего времени была белым пятном на археологической карте Байкала и Забайкалья. Те немногие сведения, которые имелись, принадлежат горному инженеру И. А. Лопатину, который в 1861 году по поручению Русского Географического общества составил карту бассейна реки Баргузин, известному сибирскому исследователю-краеведу, посетившему в 20-х годах долину Баргузина. Но они обратили внимание только на баргутские места и находки, относящиеся к железному веку. Обнаруженный могильник расположен на левом берегу Баргузина в Куйтунской степи Республики Бурятия.
Эта обширная платообразная степь приподнята над уровнем реки на несколько десятков метров. Левый приток Баргузина — Аргада — делит Куйтунскую степь на две части — Верхние и Нижние Куйтуны. Рельеф Нижних Куйтунов волнистый, образуемый возвышенностями различной высоты, которые постепенно переходят на юго-востоке в
Икатский хребет, замыкающий степь и Баргузинскую долину. В центре Нижних Куйтунов находятся два соленых озера: Нухэ-нор и Саган-нор, воды которых насыщены мирабилитовыми солями. Вокруг них раскинулись пашни и выгоны колхозов, главные усадьбы которых находятся на правом берегу Баргузина. Степь безводна. Только иногда на ней можно встретить высохшее русло речки. Достопримечательностью Куйтунской степи является единственный скалистый выход, расположенный к юго-востоку от озера Саган-нор. Местность и скала известны у окрестных жителей под названием Шулуун Шэнэгэльжин. На седловине выхода имеется обо, которое почитается до сих пор. Скала продолговатой формы. Если смотреть на нее с запада, то она похожа на огромного окаменевшего ящера, поднявшегося на передних лапах, с приподнятой головой, обращенной на юг. У подножья скалы, опоясывая ее склоны с востока и запада, находятся плиточные могилы.
Всего в могильнике 60 могил и два сторожевых камня. Могилы невысокие, отдельные камни кладок возвышались над поверхностью почвы па 5—15 сантиметров. Они сильно задернованы и обнаруживаются только при внимательном осмотре.
Краткое описание трех групп могил:
1) могилы с кладкой прямоугольной формы, образованной рядами плит, налегающих друг на друга. Наибольшее количество рядов камня приходится на край кладки, расположенный снизу по склону. Это самая многочисленная группа;
2 ) могилы с кладками крупных размеров, прямоугольной формы, с вогнутыми сторонами и подчеркнутыми углами, образованными каменными плитами, поставленными вертикально. Их наименьшее количество;
3) могилы с небольшими прямоугольными сплошными кладками.
На восточном склоне среди могил находятся два сторожевых камня — вертикальные прямоугольные каменные столбики. Рисунков на их поверхности нет. К юго-востоку от этой группы могил, в 500 метрах от нее, на небольшой возвышенности находится второй могильник, состоящий из двух крупных курганов. Они возвышаются над современной поверхностью почвы на 1,0 метр. Основание каждого кургана обрамлено рядами камней, налегающих друг на друга и образующих вытянутый прямоугольник с вогнутыми сторонами и оттянутыми углами. Ориентированы они длинной осью на северо-восток. На первый взгляд курганы похожи на херексуры, широко распространенные в южных районах
Республики Бурятия. Сходство подчеркивается наличием каменных, круглых выкладок с северо-западной, северо-восточной и юго-западной сторон курганов. Они небольших размеров (2,6—3,0 и 2,6—3,6 метров) и отстоят от больших курганов на 1,3 метра каждая. При внимательном рассмотрении курганы похожи больше на фигурные плиточные могилы, также известные в южных районах Республики Бурятия, напоминающие своими очертаниями растянутую шкуру животного. Эти курганы были известны эвенкам, которые здесь охотились. Старый охотник-эвенк Е. Н. Баранов, прекрасный знаток родной Баргузинской долины и истории своего народа, живущий ныне в селе Алла, рассказывал, что где-то на Нижних Куйтунах, в районе озера Саган-нор, в молодости он видел фундаменты зданий, сложенные из дикого камня. Но, к сожалению, точных координат он не имел. Обнаруженные нами курганы действительно напоминали фундаменты старых зданий, внутренняя часть которых сильно заросла.