Кяхтинский район Республики Бурятия на карте Байкала
Если Вы обнаружили опечатку, ошибку или неточность, сообщите нам - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
К концу XVIII - началу XIX вв. Кяхта становится крупным торговым центром
Восточной Сибири. Об этом свидетельствуют круглогодичные ярмарки с крупным торговым товарооборотом, которые проводились в городе. Возникновение Кяхтинского торга было тесно связано с русско-китайскими отношениями. Кяхтинская торговля была определена политикой Петра I и в дальнейшем Екатерины I.
В 1727 году был заключен Буринский договор, а в июне 1728 года русский посол, граф Савва Лукич Рагузинский заложил первый камень в основании торгового форпоста, названного по имени реки Кяхты. К концу 1728 года был возведен гостиный двор с 24-мя лавками и 32 купеческие избы. В то же время в Кяхту возвратился из Пекина русский караван с товарами, которые были обменены китайцами. Так началась Кяхтинская торговля. В 1743 году по указу Сената Кяхтинский форпост был возведен в ранг торговой слободы, а Кяхтинский договор был признан русским правительством выгодным для государства. С 1772 года Кяхта стала единственным пунктом, через который осуществлялась легальная русско-китайская торговля.
Кяхта с 60-х годов XVIII века вплоть до 90-х годов XIX столетия играла крупную роль для Восточной Сибири, важна она была и для Европейской России.
Ряд российских городов, например Москва, Нижний Новгород, Казань и другие имели связь с Кяхтой, эти города получали не только через нее чай, шелковые ткани, шелк-сырец и прочие китайские товары, но сами возили в Кяхту сукно, ситец, плис, металлические изделия, кожу и многое другое. В 60-70-х годы XIX века несколько московских и владимирских суконных, хлопчатобумажных и других фабрик работали главным образом на Кяхту. Кяхта для Российского государства в XVIII веке являлась важнейшим рынком сбыта пушнины. Кроме пушнины в Кяхте ежегодно променивалось на китайские товары от 600 тысяч до 1 млн. штук мерлушек и овчины, от 150 тысяч до 80 тысяч штук выделанной кожи, от 3 тысяч до 15 тысяч аршин сукна. Среди китайских товаров, вымениваемых в Кяхте, на первом месте был чай, китайские ткани.
Кяхтинская ярмарка была одной из крупных ярмарок в
Восточной Сибири. Еще в 1768 году для производства торга на русско-китайской границе было создано шесть компаний: Московская, Тульская, Архангельская, Вологодская, Тобольская и Иркутская, каждая из которых занималась вывозом в Кяхту определенных товаров. В 30-е годы XIX века Кяхтинская торговля продолжала непрерывно расти, в результате чего ее оборот к началу 40-х годов превысил 16 млн. рублей. И действительно, в XIX веке, в период своего расцвета, Кяхта «гремела» во всем мире, имея дело с Лондоном и с Америкой, не говоря уже о России. Ее торговый оборот достигал до 30 миллионов рублей. Кяхта после открытия Суэцкого канала перестала играть роль главнейшего общерусского торгового центра на русско-китайской границе, полностью утратила значение международного транзитного пункта, каким она была почти до 40-х годов XIX века.
Помимо ярмарочных торгов в Кяхте были развиты некоторые промыслы. За все время существования
Кяхты и Троицкосавска возможно было насчитать десяток заводов, из которых почти 2/3 занимались выработкой кож в минимальном количестве. Главная причина неразвитости фабрично-заводской промышленности в краю было отсутствие дешевых рук и дороговизна получения необходимых материалов и машин из Европейской России. В настоящее время также фабрично-заводская промышленность в городе не развита, по одной из тех же причин, что и в прошлые века, из-за дорогого сырья. Железная дорога, хотя и значительно удешевляла привоз необходимых предметов для оборудования фабрик и заводов, но, тем не менее, местных предпринимателей не прибавилось, хотя сам край, равно как и соседняя Монголия могли бы дать массу всевозможного сырья.
Среди промышленных предприятий района можно выделить: кожевенный завод одного крупного товарищества, находящейся вблизи Кяхты на реке Чикой, три винокуренных на реках Чикой и
Селенга, десять мелких кожевенных заводов в Усть-Кяхте.
Помимо этого существовало 3 крупчатые мельницы, несколько мыловаренных и свечных заводов. Вблизи Кяхты около 5 лет существовал первый в Восточной Сибири стеариновый, мыловаренный и химический заводы. В Троицкосавске, и в Кяхте ремесленное дело было не очень развито, так как горожане жили за счет Чайной торговли. В связи с этим, основная часть населения занимались соответствующими ремеслами: зашивкой, чисткой, укупоркой в цибики, транспортировкой чая. В период процветания и благосостояния города большая часть купечества города стремилась к украшению не своих усадеб, а в основном самого города. В общем, Кяхта по наружному виду оставляла приятное впечатление довольства, чистоты, чему много способствовало местоположение: широкие ровные улицы с прекрасными бульварами, общественными и частными садами и чистым веселым видом, в большинстве, белых высоких построек. Особенностью выдавались роскошный и богатый Воскресенский собор, Троицкосавский собор и Гостиный Двор, которые были возведены при участии купечества.
Помимо пожертвований на воспитание, образование и благотворительные учреждения, купечество вкладывало большие деньги на изыскание новых путей к озеру
Байкал и городу Иркутску. Лишь часть купеческих домов Кяхты отличались красотой фасадов, удобством, обширностью и массой всевозможных дворовых построек, примером может служить дом купца А.М. Лушникова, дом купца М.А. Коковина. Другие же купеческие усадьбы схожи с помещичьими усадьбами, если прибавить, что почти у всех были десятки служащих и прислуги, десятки голов скота и по 30-40 выездных лошадей. Наиболее состоятельные купцы не жалели денег на домашнее убранство, заказывали мебель не только российских мастеров, но и у мастеров Западной Европы.
«Золотой век» Кяхты и
Кяхтинского района Республики Бурятия приходится на XIX век. Именно в этой период город становится не только одним из центров международной торговли России, но и культурным центром России и Забайкалья. В середине 19 века в городе насчитывалось 54 торговые фирмы. Об успехах Кяхтинской торговли знали в Лондоне, Париже, Стокгольме и других столицах мира. Доходы, получаемые от торговли, стимулировали и культурную жизнь города. Так на эти средства купцов строились церкви, дороги, содержались музыканты, певчие и клубно-купеческие собрания. Именно купеческое собрание часто устраивало обеды с различными развлечениями: балы, салоны, концерты заезжих артистов. Слава об интересной культурной жизни города распространялась по всей России. Одной из составных частей музыкальной культуры города, являлась в то время церковная музыка при соборах. В храмах существовал хор певчих, который содержался на средства купцов и доходов с торговли. Здесь исполнялись в основном сочинения А. Львова. Позже, в учебных заведениях Кяхты - Троицкосавска преподавалось знаменитое церковное пение. Позже, в учебных заведениях города, кроме таких предметов как рисование, преподавалось и нотное пение. Частными уроками музыки в Кяхте Троицкосавске занимались польские политические ссыльные. Своей музыкальной образованностью известна семья купца В.Н. Сабашникова, они устраивали литературно-музыкальные салоны. Дочь Сабашниковых, Антонина вследствие этого стала прекрасной пианисткой, которую довольно высоко оценил Н. Рубинштейн. Из музыкального прошлого Кяхты 20-30-х годов XIX века известно еще одно имя великолепной пианистки Размахиной, которая была известна домашними музыкальными концертами. Почти в каждом доме имелась хорошая библиотека, музыкальные инструменты, картины.
Особая атмосфера духовности в Кяхте и Кяхтинского района Республики Бурятия царила во время пребывания декабристов: М.А. и Н А. Бестужевых, И.И. Горбачевского, КМ. Торсона. Приезжая туда, декабристы были намеременными участниками различных увеселений, обедов, купеческих собраний (не зря они называли Кяхту «забалуй городком»), в том числе и литературно-музыкальных салонов, которые любили устраивать Сабашниковы. Кроме того, известно, что Н. Бестужев обладал артистическим талантом, и сохранились воспоминания о его выступлениях, где он читал в лицах сцены из «Ревизора» Н.В. Гоголя. «Это был врожденный артист: он одновременно был Осип и Хлестаков, и городничий, и судья, и почтмейстер, и слесарь, и унтер-офицерская вдова». В празднества зажигали иллюминацию, жгли фейерверки, танцевали, дамы в меховых шубах и мантильях исполняли грациозный лансье.
В 1859 г. в Кяхте был открыт Купеческий дом, в котором устраивались различные праздники, литературные, музыкальные, танцевальные вечера, а также принимали приезжих артистов. Купечество устраивало собрания, балы, обеды в богатейшей обстановке. «В дверях стоял швейцар с булавой, в боковой комнате виднелись музыканты, на всю залу раскинут роскошный сервированный стол с цветами и серебреными холодильниками для шампанского ...» (из записок. Стахеева 1850-1860-х годах.).
В праздники все купеческое собрание ходит из дома в дом с музыкой и шампанским, а иногда в клубе отплясывают трепака. Праздников в
Кяхте праздновалось много и именно с участием купечества и при его финансовой поддержке: 14 апреля - начало торговли, 1 мая - наступление весны, Масленица, Новый год, приезды высокопоставленных особ и просто удачное заключение торговой сделки. В 1853 году Кяхту посетил итальянский певец доменико Феррари, который имел успех у местной публики, также было дано несколько концертов в Кяхте пианисткой М.Ф. Кнауф - Каменской и певицей Э.Ф. Мареллии. Все факты говорят о наличии еще одного слагаемого культуры - гастроли зарубежных и отечественных музыкантов, артистов. Своеобразие в культуру Кяхты вносит соседство с городком китайских купцов - Маймаченом. Связи двух соседних городов были не только экономическими, но и культурными. По праздникам жителей Кяхты - Троицкосавска часто посещали китайские артисты. В свою очередь русские музыканты выезжали в Маймачен для участия в разного рода торжествах. Таким образом, из достаточно краткого анализа исторических и культурных фактов, можно сделать вывод, что элементы купеческой культуры города свидетельствуют о достаточно насыщенной духовной жизни, оказавшей влияние на формирование общественных интересов населения Кяхты. Образовательные училища и школы Троицкосавска имели большую известность не только в Забайкалье, но и в
Восточной Сибири.
Хронологическая последовательность открытия государственных и частных учебных заведений в Кяхте - Троицкосавске выглядит примерно так:
1811 год - Троицкосавское приходское училище;
1811 год - Троицкосавское уездное училище;
1813 год - Русско-монгольская школа;
1831 год - Н.Я. Бичуриным организована группа из 10 мальчиков для обучения китайскому языку (официально русско-китайское училище было открыто 18 мая 1835 года);
1833 год - Войсковая русско-монгольская школа;
1838 год - школа для девочек под руководством учителя Троицкосавского уездного училища Т. Волкова;
1862 год - женское училище, позже преобразованное в прогимназию; 876 год - шестиклассное реальное училище;
1897 год - женское приходское училище, открытое на средства купца М.В. Шишмакова;
1897 год - Приходское училище для мальчиков.
Из видных деятелей Троицкосавска и Кяхты в отношениях культурного развития, выделялся бывший градоначальник А.И. Деспот-Зенович. Большая часть учебных заведений города была открыта благодаря ему.
Благосостояние Кяхты и Кяхтинского района Республики Бурятия в период ее расцвета и щедрые пожертвования купечества дали возможность устроить деспот Зеновичу не одно учебно-образовательное учреждение. По количеству таких учреждений, при сравнительно небольшом населении, Троицкосавск вполне заслуженно занимал одно из 1-х мест не только среди сибирских городов, но и многих в Европейской России. В особенности из всех учебных заведений города выделялось реальное училище. Большую ценность и глубокий интерес в образовательном и научном отношениях представляла деятельность Троицкосавско-Кяхтинского отделения Приамурского отдела Императорского Русского Географического общества и Троицкосавско-Кяхтинского музея. В разные годы им были посвящены статьи Ю.Д. Талько-Грынцевича и МИ. Моллесон, А.Н. Орловой, Р.Ф. Тугутова, А.П. Окладникова, А.Б. Гендунова и других авторов. Внимание исследователей к Троицкосавско-Кяхтинскоe отделение Приамурского отдела Императорского Русского Географического общества и Троицкосавско-Кяхтинскому музею объясняется тем, что они по существу являлись первыми среди научных учреждений на территории Бурятии, которые стали проводить здесь широкую исследовательскую работу. На рубеже XIX-ХХ в. Троицкосавско-Кяхтинскому отделению Приамурского отдела Императорского Русского Географического общества - в те годы единственное научное учреждение на территории современной Бурятии - смогло объединить для изучения Забайкалья местную общественность, установило деловые отношения с научными учреждениями страны и зарубежными. Достойное место в работе отделения занимали исследования по этнографии, археологии, фольклористике и ранней истории Южного Забайкалья.
Периодическая печать, за все время существования Кяхты и Троицкосавска проявлялась всего лишь дважды. Так, в 1862 году издавался «Кяхтинский листок» (1 год), и с 1897 г. выходит местная небольшая газета «Байкал». Видное место среди просветительских учреждений занимала Троицкосавская городская библиотека.
В Троицкосавске функционировало достаточное количество благотворительных обществ, среди них можно отметить:
Общество попечения о бедных;
Общество попечения о начальном образовании;
Общество взаимопомощи приказчиков и другие. Приграничное положение города, тесное взаимодействие двух держав, смещение русского и бурятского населения, переплетение традицией, проникновение восточной культуры привело к взаимодействию культур (Ляпкина Кяхта Страницы истории).
Население
Кяхтинского района Республики Бурятия в основном составляли русские и буряты. Помимо чего, привали
семейские старообрядцы, незначительное число евреев, цыган и временно проживающие китайцы. Смешение русского населения с коренным, путем браков и сожительств выдвинуло даже новый тип, носящий местное название «кармы», ближе стоящие к бурятскому типу. Только семейские старообрядцы не смешивались и не сближались с бурятами и с коренными сибиряками. Так, основная часть населения района состояла в основном из бурят и русских.
Буряты в Кяхтинском районе Республики Бурятия в основном занимались скупкой скотской кожи, употреблявшейся в недавнем прошлом в большом количестве на обшивку ящиков с чаем в Кяхте. Помимо этого, они занимались такими ремеслами как плотничество, столярничество, слесарство, кузнечное дело. Плотничество преобладала над другими видами ремесел. Кроме этого, в стенных местностях и по склонам гор буряты усиленно занимались промыслом тарбагана (сурка). Рыбным промыслом буряты занимались меньше. Кроме плотничества, охоты, рыболовства местные Бурятии занимались таким промыслом как изготовление серебряных изделий.
Образцы мужских и женских украшений в настоящее время хранятся в Кяхтинском краеведческом музее им. В.А. Обручева и составляют коллекцию серебряных изделий бурятских дарханов. Они открывают целый мир изящной и благородной красоты, дают прекрасную возможность заглянуть в историческое прошлое культуры края и быта бурятского народа. Буряты поставляли свои изделия на ярмарки. В XIX веке изделия бурятских мастеров были известны по всей России. Почти в каждом аймаке были свои дарханы, иногда по несколько в улусе. Черные дарханы занимались изготовлением предметов, имеющих чисто утилитарное назначение: седла, стремена, домашняя утварь, т.е. предметы первой необходимости повседневной жизни, бурят. Главная заповедь, которой придерживались мастера, заключалось в том, чтобы вещи были не только высокохудожественными, но и предельно полезными и удобными.
Белые дарханы занимались изготовлением ювелирных изделий из драгоценных металлов с применением самоцветов. Ювелирные изделия бурятских мастеров отличают высокая техника и изящество исполнения. Свидетельством этого может служить нагрудновисочное украшение, представленное в экспозиции этнографического зала музея. Это целостная композиция из медальонов и подвесок, в которой каждая деталь заслуживает внимание. Что касается традиционной пищи бурят, то она в основном состояла из мяса, кирпичного чая, сваренного с молоком, хлеба, испеченного в золе или по-русски (в городах) и молочных скоп: творога, вареных пенок «урумхэ». Чай, сваренный вышеупомянутым способом, иногда варьировался прибавлением к нему поджаренной муки и называется «затураном». Из молока же перегоняли особый сорт водки - архи. Водка эта не особенно крепка и выпивали ее буряты обыкновенно много. Также буряты толкли черемуху с косточками и зимой делали особые ватрушки – «сибирские черемуховые шаньги». Одежда бурят была сшита из бязи или же материи английского приготовления, покупаем у китайцев. Более состоятельные буряты делали свое белье из ситца и так называемой цуямбы, также английской бумажной материи, привозимой из Китая в большом количестве в Забайкалье.
Русское же население в Кяхтинском районе Республики Бурятия в основном занималось скотоводством, также немного занималось земледелием, но их земельные наделы не могут быть показателем благосостояния. Основной вид промысла русских составляло выжигание извести и ломка мрамора, которые шли для строительных работ. Также русские занимались такими ремеслами как плотничество, слесарство, столярничество и т.д. Помимо этого, были развиты такие виды промыслов как добывание кедровых орех, рыболовство и охота. Что касается мелких промыслов, то русские занимались изготовлением глиняной и деревянной посуды и изготавливали берестяные «туязья». Русская пища, в основном славилась сибирскими пельменями, русскими булочками, кирпичным чаем и русскими наливками. Сибиряки, как русские, так и буряты отличались гостеприимством, отзывчивостью и хлебосольством. Таковы были основные особенности материальной и духовной культуры этой территории, которые со временем оставили свой "след" в современной материальной и духовной культуре района. Забытые традиции могут быть творчески перенесены, в современное и иметь для города не только культурное значение, но и важнейшее экономическое значение.
Природа Кяхтинского района Республики БурятияКлимат характеризуется резкой континентальностью и периодической засушливостью. Число часов солнечного сияния за год – 2400. Годовое количество осадков в районе составляет 200-310 мм. Наибольшее количество осадков приходится на вторую половину лета.
Зима в Кяхтинском районе
Республики Бурятия продолжительная холодная, малоснежная с большим количеством солнечных дней. Средняя температура воздуха в январе -21С. Весна характеризуется неустойчивостью погоды, но преобладают теплые, малооблачные и засушливые. Частые ветры, которые переносят пески, бывают в апреле.
Лето умеренно теплое в первой половине сезона (преобладают малооблачные, засушливые и суховейные погоды), во второй половине лета (июль-август) часто идут дожди. Среднесуточная температура воздуха в июле +18С. Осенью преобладает теплая малооблачная погода, нередки заморозки.
Наилучшее время пребывания в Кяхтинском районе Республики Бурятия с июля по август. Короткие поездки не разочаруют и в мае или ранней осенью, в сентябре.
Рельеф территории характеризуется среднегорьем, где нет больших перепадов высот, что благоприятствует быстрой акклиматизации туристов. Территория богата обилием песков (склонные и дюнные).
Речная система имеет слабо разветвленную сеть и представлена наиболее крупными реками – река Селенга, находящаяся в 30 км от Кяхты, которая берет свое начало на территории Монголии, и ее приток Чикой, который находится от города Кяхты в 35 км. В состав речной системы района входит небольшое количество мелких речек, таких как Савва, Киранка, Кяхтинка, Кударинка и т.д. По Селенге и Чикою возможны сплавы на различных судах – катамаранах, байдарках и др.
Сосновые и лиственнично-сосновые леса в Кяхтинском районе занимают в основном склоны сопок и долины рек Селенги и Чикоя, на остальной территории раскинулись степи, раскаленные солнечными лучами и напоенные настоем душистых трав.
На территории
Кяхтинского района произрастает значительное число исчезающих, редких и реликтовых растений. Это связано с тем, что именно здесь соприкасаются тайга и степь и находятся границы ареалов ряда растений, либо единственное их местонахождение в пределах нашей страны. Среди них восемнадцать видов растений включены в Красную книгу Бурятии и Красную книгу России. С познавательной точки зрения наиболее интересны места произрастания реликтовых растений: горный массив (891м) на правом берегу реки Селенга, в 5 км на северо-запад от села Усть-Кяхта, местность Тамир (Малаханский хребет) и окрестности озера Киран.
В Кяхтинском районе обитает значительное число редких и исчезающих видов животных. Особенно привлекательными являются небольшие озера, в которых во время пролетов останавливается большое количество водоплавающих и околоводных птиц. Здесь в мае и октябре можно увидеть белого лебедя, а в течение всего лета огаря, красную утку, которую буряты считают священной птицей.
В Кяхтинском районе находится большое количество памятников природы. Здесь можно встретить памятники, уникальные водные объекты, геологические памятники природы и др. Наиболее интересные из них: горы Большой и Малый Кумын, Усть-Кяхтинская пещера, пещера Баян-Дэлгэр. В местности Киран на правобережье реки Киран находится гряда песчаных барханов высотой до 7 м.
Исторические, архитектурно-градостроительные памятники Кяхтинского района Республики БурятияС точки зрения культурного наследия город Кяхта является одним из малых старейших исторических городов России и
Восточной Сибири. Город сохранил старинный облик и характерную застройку купеческого города. Основная часть сохранившихся памятников истории и культуры Кяхты отражает историю города, которая связанна с торговлей в XVIII-XIX веках, через который проходил единственный сухопутный маршрут из Европы в страны Востока.
Здесь же начинались и заканчивались пути экспедиций знаменитых русских исследователей Центральной Азии Н.М. Пржевальского, П.К. Козлова, Г.Н. и А.В. Потаниных, ДА. Клеменца, П.Л. Шиллинга, Н.Я. Бичурина и др.
В конце XIX века здесь был организован один из первых в
Восточной Сибири краеведческих музеев и начало действовать отделение Русского Географического общества. Велика также роль Кяхты и в установлении дружбы между русским и монгольским народами. Хотя в мире город был известен как Троицкосавск, но известностью пользовалась торговая слобода Кяхта. Нынешний город Кяхта в Кяхтинском районе Республики Бурятия возник в 1727 году на базе двух отдельных населенных пунктов - Новотроицкой крепости и торговой слободы Кяхты. Зданий и сооружений 18 века на территории города почти не сохранилось, кроме здания Посольского дома (Слобода, погранзастава), который был построен в конце 18 века. Основная причина заключается в недолговечности основного строительного материала - дерева. На сегодняшний день в Кяхтинском районе, насчитывается 64 исторических памятника, среди них, 4 памятника федерального значения.
В городе Кяхта, находятся 32 исторических памятника, среди которых 4 памятника федерального значения. В Кяхтинском районе 39 памятников архитектуры и градостроительства, среди которых 35 памятников местного значения, находящиеся под охраной Республики Бурятия, и 4 памятника федерального значения. В городе Кяхта, насчитывается 29 памятников архитектуры и градостроительства, местного значения, находящиеся под охраной
Республики Бурятия, и 4 памятника федерального значения. Следовательно, в Кяхтинском районе, насчитывается 103 памятника истории, архитектуры и градостроительства. В городе же, на сегодняшний день, насчитывается 69 памятников истории, архитектуры и градостроительства, как федерального, так и местного значения. Среди них, 8 памятников федерального значения. В Кяхте находятся памятники гражданской архитектуры города, жилые дома XIX века. В основном все жилые дома в то время были построены с использованием различных архитектурных стилей от холодного строгого классицизма до широкой народной фантазии. Также к памятникам истории относятся довольно много памятных и мемориальных мест, их насчитывается 36, в том числе в городе восемь. Наиболее известные из них: могила А.В. Потаниной, русской путешественницы, известной исследовательницы Центральной Азии; памятник 1600 политзаключенным из разных регионов Урала и Восточной Сибири, зверски замученных в Красных Казармах в декабре 1819 г. - январь 1920 г.; могила Орловой А.Н., этнографа, краеведа, старейшей сотрудницы Кяхтинского краеведческого музея им. В.А. Обручева и многие другие Кяхта - единственный город в Бурятии, где сохранилось много памятников, связанных с событиями первой русской революции 1905-1907 годов.
На территории Кяхтинского района Республики Бурятия много памятников, связанных с гражданской войной. За пределами города имеется несколько памятников истории, связанных с началом гражданской войны в Забайкалье, наиболее известный из них, братская могила членов Троицкосавского Совета и красногвардейцев, погибших в августе 1918 года в селе Усть-Кяхте. Есть в районе и такие памятники, которые отражают события окончательного этапа гражданской войны в связи с вторжением белогвардейской банд барона фон Унгерна, его разгромом войсками (Пятой Красной Армии в 1920-1921 годах). Большой интерес представляет группа памятников в Кяхте, связанных с событием монгольской революции и пребыванием в нем Сухэ-батора. Все объекты требуют реставрации в разной степени сложности (от косметического ремонта до полной реставрации зданий). Но в первую очередь необходимо провести реставрацию объектов в Слободе и по улице Ленина, так как они не только являются объектами первостепенного показа, но и сохраняют облик купеческой Кяхты.
Археологические памятники Кяхтинского района Республики БурятияК памятникам культурного наследия относятся памятники археологии. В Кяхтинском районе находится 99 археологических памятников, среди них: 97 археологических памятников местного значения, находящихся под охраной Республики Бурятия, и 2 памятника федерального значения. В черте города находятся два археологических памятника местного значения.
Кяхтинский район интересен как место концентрации следов пребывания человека от времени палеолита до наших дней. Археологический фонд Кяхтинского района представлен курганными грунтовыми могильниками Гуннской эпохи, памятниками палеолита и мезолита и большим количеством писаниц. Наиболее значительными и интересными представляются археологические памятники истории и культуры азиатских Гуннов. Могильников Гуннов на территории Бурятии имеется много, но поселений гуннов всего четыре: «Иволгинское городище», поселения у села Дурены, Енхор и Баян-Ундер. В настоящее время в Кяхтинском районе выявлено одно крупное поселение (в окрестностях села Дурены) и ряд курганных могильников гуннской эпохи.
К памятникам эпохи гунну
Кяхтинского района относят памятники, находящиеся в Ильмовой пади, Черемуховой пади, также в местностях Царам, Бурдуны, Озерное. Могильники и поселения в Бурятии совершенно идентичны гуннским памятникам Монголии, основной территории расселения гуннов. Археологические памятники Кяхтинского района представлены не только гуннскими памятниками, но и памятниками палеолита и мезолита. Большая часть памятников палеолита, мезолита, представлено подъемным материалом. Только несколько стоянок имеют хорошо сохранившиеся культурные слои. Найденные материалы этого периода, представлены различными орудиями труда той эпохи. Нуклеусами - скреблами, наконечниками копьев и т.д.
Наиболее известны стоянки палеолита и мезолита, находящиеся в Кяхтинском районе: стоянка Ботойская яма, находится в 18 км от города Кяхты, на песчаных выдувах оврага Ботойская яма, прорезающего западную часть Бургутуйского хребта; стоянка на реке Грязнухе в Кяхте; стоянка Дурены, на левом берегу Чикоя, в окрестностях деревни Дурены, стоянка Калинишная, находится на правом берегу Селенги, на песчаных выдувах между деревнями Калинишной и бывшей Софроновкой; стоянка Кяхтинский обрыв, находится на левом берегу реки Кяхта, напротив красных казарм; стоянка Санва, в окрестностях села Усть-Кяхта.
Рекреационный потенциал Республики Бурятия и перспективы его использования Кяхтинского района, по долине реки Саввы - правого притока Селенги; стоянка в районе Усть-Кяхты (в окрестностях села Усть-Кяхта). На территории Кяхтинского района известно семь пунктов с находками палеолитических орудий. Наиболее интересными являются четыре пункта. Все они расположены на правом берегу Селенги. Кроме памятников Хунну, палеолита и мезолита Кяхтинский район богат писаницами.
Писаницы - древние наскальные рисунки - широко известны в Западном Забайкалье. Впервые здесь они появились в эпоху неолита, а наибольшее распространение получили в бронзовом веке. В Кяхтинском районе большое количество мест с множеством различных писаниц, но к наиболее крупным и сохранившимся из них можно отнести лишь одиннадцать. Также, на территории Кяхтинского района находятся памятники культуры плиточных могил, херексуры, памятники средневекового монгольского времени. Таков основной фонд археологических памятников Кяхтинского района.
Среднее число археологических памятников на единицу площади в Кяхтинском районе равно 21,7. Число видов археологических памятников насчитывается четыре (поселения, могильники, писаницы, случайные находки).
Из всех археологических памятников в
Кяхтинском районе Республики Бурятия наибольший интерес для туристов представляют писаницы, плиточные могилы и памятники эпохи гуннов, но все эти объекты на территории района требуют подготовки к показу, необходимы работы по информационному сопровождению объектов (щиты и т.д.).
Таким образом, Кяхтинский район располагает высоким рекреационным потенциалом археологических ценностей, которые до сих пор, к сожалению, не востребованы обществом. Выявленные городища, курганы могли бы органично вписаться в историко-культурный комплекс Кяхты и служить объектами экскурсий или научного туризма. В связи с этим, можно определить несколько перспективных экскурсионных маршрутов по археологическим памятникам Кяхтинского района.