Если Вы обнаружили опечатку, ошибку или неточность, сообщите нам - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Чай был известен в Китае почти 5000 лет, где долгое время был своеобразным напитком - лекарством, а также напитком, сопровождающим культовые ритуалы. Сведения о производстве чая сохранялись в секрете: его выращивали на секретных плантациях, а способы возделывания, рецепты приготовления были государственной тайной. Чай разделил затворническую судьбу шелка, пороха, бумаги, фарфора, компаса, сейсмографа и других восточных изобретений, которые оставались для остального мира долгое время неизвестными. Лишь к IX веку чай превратился в национальный напиток китайцев, а в XVI веке стал известен в странах Европы, после чего его стали вывозить за границы Китая по всему миру.
Великий чайный путь, пролегавший в XVI-XIX веках между Азией и Европой, по объемам торгового оборота считался вторым после Великого шелкового пути. География чайного пути была весьма обширна и охватывала значительные территории Китая, Монголии, России. Вместе с чаем перевозились и многие другие товары, поэтому чайный путь, который действовал более 200 лет, был не только торговой дорогой - он способствовал экономическому развитию и культурному обновлению многих стран.
Протяженность главного сухопутного пути из Москвы до Пекина составляла по одним данным 8332 версты по другим 8839 верст без учета ответвления «Иркутск - Аляска». Путь начинался в китайском городе Ухань и разделялся на множество дорог, волоков, речных путей - маршруты проходили через 150 городов Китая, Монголии и России. В строительство дорог вкладывались немалые деньги государственной казны и купцов. На многих участках эти дороги представляли собой сложные и дорогостоящие инженерные сооружения.
Пожалуй, главный сухопутный, караванный путь шел через Пекин, Ургу (ныне Улан-Батор), Маймачен (ныне Алтан-Булаг), Троицко-Савск (ныне
Кяхта), Верхнеудинск (ныне
Улан-Удэ), Слюдянку, Иркутск, Красноярск, Омск, Тюмень, Екатеринбург, Кунгур, Ирбит, Нижний Новгород, Кострому, Ярославль, Москву, Петербург. Из Москвы радиальные пути шли на юг, север и запад страны.
Водно-сухопутный маршрут шел по реке Янцзы до Шанхая, далее на Порт-Артур (ныне Луйшунь), Владивосток, Нерчинск. В Верхнеудинске (Улан-Удэ) оба маршрута соединялись. В России чайный путь шел по рекам и речным долинам.
В районе озера
Байкал действовали сухопутные пути через хребет
Хамар-Дабан (Удингиновский, Ивановский, Хамар-Дабанский, Игумновский тракты, Кругобайкальский путь) и водный - через озеро Байкал и по реке Селенга.
Некоторое количество чая перевозили по маршруту Великого шелкового пути через Среднюю Азию, откуда он с караванами бухарских купцов попадал в Астрахань и Казань. Этот путь, возможно, начал функционировать даже раньше, чем Великий чайный путь.
Позже часть чая стали переправлять в Россию морским путем через Суэцкий канал и Одессу. В Приморье чай доставляли через Владивосток.
Сведения о Китае в Руси появились только в XV веке: сведения о существовании Китая и о возможности проникнуть туда из Индии сухим путем привез русский купец Афанасий Никитин.
Первые же контакты с Китаем состоялись на реке Амур и они были далеко не мирными. Официальные отношения между Россией и Китаем устанавливаются с 1689 году, когда был подписан первый русско-китайский Нерчинский договор, определивший отношения Русского государства с маньчжурской Цинской империей.
В 1725 году Китай было направлено посольство во главе с графом Саввой Лукичом Рагузинским-Вячеславовичем. Непростые двух летние переговоры завершились подписанием Буринского договора об установлении границы вблизи будущего города
Кяхта, а также Кяхтинского договора, определившего политические и торговые отношения между странами.
По обе стороны границы началось строительство торговых центров. В России – Троицко-Савска (Кяхта), около которого образовалась торговая слобода Кяхта, в Китае – город Маймачен.
Возникший интенсивный товарообмен между странами продолжался более 200 лет. Караванный путь чая южных и срединных областей Китая, через степи и пустыни Центральной Азии подходил к границе России и пересекал ее с востока до запада. Чай перевозился во вьюках на лошадях и верблюдах, степенно вышагивающих через пустынные области северного Китая и Монголии.