Если Вы обнаружили опечатку, ошибку или неточность, сообщите нам - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Ученые Байкальского региона подготовили научно-практическую разработку «Система непрерывного экологического просвещения и образования населения Байкальского региона в целях его устойчивого развития» и выдвинули ее на соискание премии правительства России в области образования в 2012 году.
Как сообщает газета «Исток», основные результаты данной разработки широко используются в преподавательской практике природоохранных дисциплин в школах и вузах Байкальского региона и за ее пределами, для экологического просвещения, образования и воспитания различных социальных групп населения. Руководитель работы – Арнольд Тулохонов, директор Байкальского института природопользования СО РАН, член-корреспондент РАН.
Впервые для целей устойчивого развития Байкальского региона и сохранения экосистемы озера
Байкал как участка мирового природного наследия создана система экологического просвещения и образования, адресованная к различным социальным группам населения. В ее основе заложена идеология эколого-патриотического воспитания, интеграция и социальное партнерство вузовской и академической науки, общественных организаций на принципах профессиональности, наглядности и доступности теории и практики образовательного процесса.
К основным публикациям относится энциклопедический справочник «Байкал: природа и люди», концентрирующий в научно-популярной форме современные знания и природе озера
Байкал, культуре, быте, хозяйственной деятельности населения на его берегах. Опыт разработки теории и практики системы непрерывного экологического образования в средней и высшей школе излагается в трудах Н.Ж. Дагбаевой и А.Б. Иметхенова.
Для целей экологического просвещения населения авторы регулярно издают научно-популярные и детские образовательные журналы «Грани Байкала», «Мир Байкала», «Ушкан», эколого-географическую газету «Исток», которые широко информируют общественность о новостях по проблемам охраны окружающей среды, борьбы с браконьерством, о природоохранных мероприятиях и документах.
В школьном образовании много лет широко используется программа и учебное пособие Е.Н. Кузевановой «Байкаловедение», а также цифровые и настенные эколого-географические карты для средней школы, изданные по заказу Министерства образования
Республики Бурятия под редакцией Л.А. Пластинина.
На практике эколого-образовательная работа реализуется в экспозициях Байкальского музея, демонстрирующего геологическое строение и мир живой природы
Байкала, в деятельности летних специализированных школ на Байкале, образовательных проектов информационного центра «Грань», в работе Малой академии науки, более 30 лет прививающей школьникам навыки научных исследований.
Таким образом, впервые в стране создана уникальная непрерывная система образовательных и организационных мероприятий с использованием передовых научных достижений в области байкаловедения, вовлекающая в сферу формирования экологической культуры около 1 млн. человек. Кроме того, данная разработка обеспечивает информационную составляющую для развития туризма и формирования необходимого инвестиционного климата в экономике региона. В конечном итоге созданы необходимые предпосылки для воспитания патриотизма, чувства уважения к родной земле, рационального использования ее природных богатств, как необходимых условий устойчивого развития Байкальского региона.
Работа Байкальского музея и его образовательного центра, научное обеспечение экспедиции подводных аппаратов «Мир» на Байкале получили высокую оценку руководства страны, гостей и жителей Байкальского региона.