Если Вы обнаружили опечатку, ошибку или неточность, сообщите нам - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Из 133 стран мы занимаем 59-е место. Не слишком почетный результат... Тем более обидно, что речь идет о рейтинге туристической привлекательности стран на мировой арене. Согласно данным Всемирного Экономического Форума за 2009 год, в области маркетинга туристических возможностей РФ отведено 122-е место, а по эффективности государственной политики в отрасли мы заняли еще менее завидную позицию – 127-е место из133. Непростой и такой актуальной теме – состоянию и возможностям для развития туризма в России – была посвящена конференция, прошедшая в рамках международной туристической выставки MITT-2010.
Бытовавшие когда-то представления о медведях на российских улицах и морозах чуть ли не круглый год отошли в прошлое. Теперь нас оценивают более реалистично. И перечень наших бед, смущающих разборчивых туристов, возглавляет емкое понятие "инфраструктура". По этому показателю мы явно проигрываем. Наземный транспорт в России остается на низком уровне. Авиационный транспорт оценен на средний уровень, но отрыв от лидеров очень велик. Ситуация с безопасностью явно оставляет желать лучшего. И, что показалось особенно удручающим, россияне ...как бы помягче сказать... недолюбливают иностранцев. По позиции "отношение к иностранцам" мы занимаем 131-е место из 133! Что же случилось с российским радушием и хлебосольством? Возможно, многие наши сограждане кажутся недружелюбными к заморским гостям лишь потому, что иностранный язык в школе не знали, а потом и вовсе забыли? Или годы, проведенные за "железным занавесом", все-таки сказываются?
Впрочем, несмотря на эти неутешительные результаты, все не так уж плохо. Да, мы не притягиваем к себе потоки туристов. Но мы интересны и во многом уникальны! Неизменно высокие оценки получают российская природа, культурное наследие и исторические памятники. И это то, ради чего туристы к нам приезжают. Пока. Если верить исследованиям, фактор отношения к туристам по значимости начинает превосходить культурно-природные богатства. Вывод: нужно срочно подтягивать этот показатель, чтобы наши достопримечательности не лишились зарубежных (да и избалованных загранпоездками местных) посетителей.
Один из российских городов "прорвался" в двадцатку лидеров – наиболее предпочитаемых для отдыха европейских городов. Не трудно догадаться, что это Санкт-Петербург. Ему легче всего вписаться в европейский контекст. Что интересно, по рейтингу, проведенному в 40 регионах России, пятерка регионов-лидеров выглядит так: Москва, Краснодарский край, Петербург, Калининград, Карелия. Столица вырвалась вперед во многом благодаря деловому туризму. Краснодарский край – самый популярный морской курорт России, он ассоциируется с центром пляжного отдыха. Реки и озера Карелии традиционно привлекают любителей активных маршрутов. А Петербург и Калининград занимают свою нишу в сфере культурно-познавательного туризма. Правда, участвовашие в конференции представители Калининградской области отметили, что концентрироваться только на янтаре и Канте сегодня недостаточно. Поэтому в области развивают экологический и агротуризм, а для приверженцев событийного туризма устраиваются фестивали в интерьерах старинных замков.
По данным российского рейтинга, следом за лидирующей пятеркой идут Ярославская область, Татарстан, Мурманская область и Хабаровский край. С небольшим отрывом – Новгородская и Псковская области, Подмосковье. Нижегородский регион занимает 14-ю позицию среди российских туристов. Как несложно заметить, названы регионы, привлекающие историческим наследием (но почему-то почти не упомянуты города Золотого Кольца) либо экзотикой и возможностями активного отдыха. Туристы 21 века отличаются от своих воспетых в прошлом веке предшественников – тех, что "...идут по свету, им вроде немного надо...". Что же надо нынешним любителям путешествий? Не только для избалованных сервисом иностранных туристов, но и для наших соотечественников все более важной становится инфраструктура. На этом делают акцент, например, в Татарстане (не случайно Казань активно позиционируется как третья российская столица, принимающая своих гостей на соответствующем – столичном – уровне). Всерьез взялись за развитие инфраструктуры в Краснодарском крае – именно это позволит удержать отдыхающих, делающих выбор между курортами Турции и "родным" Черноморским побережьем.
Критерий выбора в пользу того или иного региона – транспортная доступность. И многим российским регионам, настроенным на привлечение туристов, предстоит решить вопросы транспортного сообщения. Это отметили, к примеру, представители
Республики Бурятия: там активно развиваются экстремальный и оздоровительный туризм, проблемными зонами остаются сообщение и пока еще недостаточное продвижение бренда Республики Бурятия.
О том, насколько важен бренд региона, профессионалы турбизнеса говорят сегодня все чаще. В качестве примеров приводятся, в частности, Уэльс, который закрепил за собой бренд "гольф-курорт", и городок Мышкин в российской глубинке, где удачно обыгрывается "мышиная" тема. Отсутствие же бренда региона размывает суть туристического предложения. Сейчас делать PR тому или иному месту как "лучшему" и "уникальному" уже недостаточно. Вообще, по мнению экспертов, заниматься туристическим маркетингом должны специальные организации, поскольку это требует сфокусированного внимания. А в качестве способов просвещения потребителя рекомендовано как использование возможностей печатных и электронных СМИ, так и пока менее распространенное у нас создание контакт-центров и офисов туристической информации.
Источник:
Курорты России