От Култука до Слюдянки на карте Байкала
Если Вы обнаружили опечатку, ошибку или неточность, сообщите нам - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Култук по-тюркски означает "подмышка", "угол" или "тупик", а кроме того еще и залив моря или озера.
Здесь в поселке Култук как раз озеро
Байкал, сужаясь, вдается в сушу в виде залива. В кусочке "угла" шириной около 10 километров между поселком Култук и городом Слюдянка, в междуречье горных речек Слюдянка и Култучная в последние годы открыто очень много интересного. У этого мечта богатая история, и в один из дней туристского межсезонья стоит выехать на слюдянской электричке в Култук, чтобы пройти побережье озера Байкал по маршруту: станция Земляничная - поселок Култук - Слюдянка. Здесь история и редкая природа
Сибири перемешались с новью.
Поселок Култук старший брат города
Иркутск, Култуку более 350 лет, весной 1647 года казаки под командой Ивана Похабова поставили Култукский острог это за 14 лет до основания Иркутского острога.
Сегодня можно сказать, что поселок Култук начинается с серпантина на крутом спуске с Олхинского плато к побережью озера Байкал, и именно здесь водители и туристы могут приобрести деликатесы из омуля и другие припасы в дорогу. С серпантина Култук видится обычной деревней, с неказистыми старыми домами, хаотически разбросанными в прибрежной низине Байкала, однако событий на его веку хватило бы на десяток городов.
В конце XVIII века с Култука в обход озера
Байкал через
Хамар-Дабан проложена знаменитая караванная дорога (Великий Чайный Путь) в Монголию и далее в Китай, сейчас она используется как пешеходная тропа.
После открытия месторождений слюды и лазурита поселок Култук стал горнодобывающим центром, который со временем переместился в город Слюдянка.
В середине XIX века в продолжение Московского тракта отсюда начинается прокладка Кругоморского гужевого тракта по южному берегу озера Байкал, остатки сооружений которого до сих пор встречаются в устьях рек хребта Хамар-Дабан.
В 1866 году поселок Култук оказался в центре восстания ссыльных поляков, труд которых использовался на строительстве тракта, восстание было подавлено, а его руководителей расстреляли на Якутской заставе в городе Иркутск.
В Култуке, началась научная деятельность ссыльного поляка Бенедикта Дыбовского, который первым получил достоверные сведения о глубине озера Байкал в южной впадине и первым открыл необычайное разнообразие и эндемику фауны и
флоры Байкала.
В начале прошлого века Култук оказался одним из опорных пунктов строительства Кругобайкальской железной дороги или
КБЖД, и спустя столько лет две станции на территории поселка исправно служат.
Большую роль сыграл поселок Култук во время строительства второй Кругобайкальской железной дороги в 1941–1956 годах.
До сих пор открытия на этом участке побережья и на озере Байкал продолжаются: открытие новых эндемиков, стоянок древнего человека. С удивительной историей Култука от бивней предшественников мамонтов и древних захоронений, предметов быта основателей поселения до последних находок на территории озера
Байкал можно познакомиться в уникальном музее Култукской средней школы, в которой учатся дети из Ангасолки, Быстрой и Тибельти.
Из музея спустившись на Кругобайкалку, по ней половина пути до Слюдянки, и уже на этом отрезке пути можно составить представление о КБЖД, проследить историю ее строительства в 1902–1904 годах (укладка 1-го пути) и в 1912–1914 годах (укладка 2-го пути). На первом пути устанавливались металлические мосты с несущими фермами на каменных опорах, а на втором пути в пролетных строениях уже преобладает железобетон. Полным откровением для туриста и путешественника станет существование на стыке с Транссибом второй Култукской станции, называемой "159-й км", со всеми атрибутами старины светофорами и домами архитектуры той поры. На станции хранится запас мостовых конструкций и элементов верхнего строения пути на случай непредвиденного поведения коварных рек Хамар-Дабана.
Сразу за станцией речка Култучная, она пересекает Кругобайкалку на 160-м километре и протекает под однопролетным стальным и многопролетным железобетонным мостами. Ее долина известна как древний сток Иркута, который когда-то в этом месте впадал в озеро Байкал, а по другой версии здесь находился сток озера Байкал в Иркут. Обширные участки устья речки, используются под покосы, и это позволяет сохраниться здесь таким редким видам растений, как кувшинка четырехугольная (занесена в Красные книги
Республики Бурятия и Монголии, в список редких и исчезающих растений Сибири), ирис гладкий (Красную книгу
Иркутской области), очеретник белый (уязвимый вид, Красные книги Республики Бурятия и Иркутской области).
Почти сразу за Култукскими болотами, на 161-м километре, в приустьевой части речки Талая находятся Таловские озера, которые известны тем, что на пятачке между автодорогой и берегом Байкала останавливаются отдохнуть такие редкие виды птиц, как горный гусь, серый и черный журавли, гусь-сухонос. Позади Таловских озер, начинается отрог Хамар-Дабан, заканчивающийся в озере Байкал знаменитым Шаманским мысом.
Буряты называли Шаманский мыс место Айха шулуун — Страшный камень, в прошлом на этом мысу буряты проводили религиозные обряды.
В гражданскую войну красногвардейцы установили было здесь орудия для обстрела поездов из Иркутска, но были выбиты казаками, обошедшими их по Култукскому тракту.
Иркутские археологи нашли на Шаманском мысе следы поселений древнего человека каменного века, с тех пор раскопки все более расширяются и дошли уже до четвертого холма гребня. Сегодня Шаманский мыс пользуется большой популярностью из-за обширного песчаного пляжа, и как неизбежное следствие популярности печальное состояние древостоя и почвы на этом интересном геологическом памятнике природы. А магия этого места настолько велика, что многие туристы и путешественники предпочитают провести здесь весь отпуск.
Сразу за Шаманским мысом Транссиб проходит по дамбе на озеро
Байкал и Слюдянские озера, созданные речкой Похабихой. В числе редких и интересных растений, произрастающих в этом озере — ириса гладкого, кувшинка чисто-белая, которая в период цветения в июле покрывает редкой красоты цветами все водное зеркало, заставляя восхищаться туристов и путешественников. Кувшинка эта очень редкий вид, входит в Красную книгу Сибири, Республики Бурятия, Монголия и Иркутской области.
За Шаманским мысом в сторону города
Слюдянка идти лучше автопроездами, которые идут с обеих сторон земляного полотна.
Наше путешествие заканчивается на перроне беломраморного вокзала станции Слюдянка, который был заложен более ста лет назад, во второй половине 1903 года, а мрамор для него добывали неподалеку, в карьере близ Киркидайского тоннеля. Вместе с русскими беломраморный вокзал станции Слюдянка строили и итальянские каменщики, они поименно названы в книге Эльвиры Каменщиковой "Итальянцы на берегах
Байкала".
Турфирмы Иркутска предлагают туры как по КБЖД, так и любые
туры на озеро Байкал.
На территории КБЖД расположены
пансионаты и
базы отдыха Байкала.
На карте Иркутской области