Нельзя понять, как человек вышел из животного мира и чем он от зверей отличается, не уяснив, что же это такое — животный способ существования. И фильм закономерно начинается с наблюдения за стадом обезьян. Здесь почти все очень точно и выразительно. Не только сказано, но и показано, как организовано стадо, почему оно иерархично, отчего вожак попеременно жесток и заботлив, какие неумолимые законы регулируют поведение стада.
А дальше, казалось бы, самоочевидный и камерой доказанный вывод: выходе из-под власти законов стадной организации нет. Чуть позднее в фильме звучит еще одно утверждение: человек и животное — два полюса мира.
Позвольте возразить. Человек тоже был стадным существом, подчинялся тем же законам: вел тот же животный, «бараний», по выражению Маркса и Энгельса, образ жизни. Значит, биологические законы все же не тупик? Далее. Человек и животное — два полюса мира? Дело здесь не во мнении, пусть даже такого авторитетного философа, как Фридрих Энгельс, а в истине, которую обрела современная наука. Поэтому куда точнее другое, тоже мелькнувшее в фильме утверждение, что люди и животные — звенья одной цепи. Вот это верно, но какому из двух утверждений должен верить зритель?
К счастью, подобных неточностей и противоречий в фильме немного. Сложнее с другим. Легко рассказать, как шло становление человека. Но показать это... Конечно, громадную информацию о становлении человека несет в себе эволюция орудий труда. Но как это перевести в образный ряд? И камера спешит запечатлеть современных исследователей, которые рубят дерево кремниевыми топорами. Так выразительней, но мысль пробуксовывает... Несут в себе немалую информацию о прошлом и древние обычаи, празднества, легенды. Вот тут есть, что снимать, и авторы фильма снимают щедро и очень красочно. Беда в том, однако, что этнографический материал сам по себе очень сложен и противоречив. Фильм ссылается, к примеру, на давнюю традицию охотников Севера по-братски делить первую добычу. Хорошо, дв здравствует гуманизм! А как быть с давним, но еще вчера не редким обычаем кровной мести»?
Мысль авторы фильма вынуждены подкреплять пафосом заставочных «стихотворений в прозе», научный вывод — возгласами «верю — на верю!».
И тогда, когда наука и искусство не сливаются воедино, в структуре кинофильма появляется зазор, слабина, шаткость. Зато в тех случаях, когда слияние происходит, возникают прекрасные сцены, например, эпизод коллективного, по старому обычаю, возведения дома решен так, что звучит подлинным гимном гуманизму. Здесь и сейчас на
prestigevulkan1.com разыгрывается джекпот.