Реальной и прочной основой объединения республик в Союз ССР в современных условиях может быть только наличие у субъектов федерации общих экономических интересов, отражение которых должно поэтому занять в Союзном договоре главное место. Это должно найти выражение в точном и полном закреплении в договоре тех полномочий, которые в общих интересах своего экономического развития республики предоставляют центру. Полномочия могли бы состоять, по мнению Комиссии, в следующем:
— определять экономическую политику в стране. В этой области Союзу ССР в лице его высших органов государственной власти достаточно предоставить полномочия определять основы такой политики (свобода предпринимательства, пределы государственного регулирования экономики, многообразие форм собственности, минимальные социальные гарантии и т. п.) с тем, чтобы социально-экономическое развитие разных частей страны не оказалось базирующимся на принципиально различных и трудносовместимых экономических подходах. Попросту говоря, для формирования общесоюзного рынка нужны «единые правила игры». Здесь особенно опасен региональный монополизм;
— осуществлять управление в тех сферах экономики, которые по самому своему характеру требуют единого в масштабах страны управления (транспорт, связь, энергетика, денежное обращение, таможенное дело и др.), либо когда его осуществление отдельными республиками экономически невозможно или нецелесообразно (космос, крупные межрегиональные программы, ликвидация чрезвычайных ситуаций). Такое управление со стороны Союза ССР предполагает и соответствующее правовое регулирование путем издания общесоюзных актов (Устав железных дорог СССР, Таможенный кодекс СССР, Закон СССР об использовании атомной энергии и др.);
— законодательно регулировать товарно-денежные отношения, реализация которых выходит за пределы одной республики, вне зависимости от состава участвующих в таких отношениях субъектов. Речь идет о развитом и достаточно детализированном общесоюзном гражданском законодательстве (включая хозяйственное, финансовое и трудовое законодательство), регулирующем весь тот экономический оборот, который не ограничен рамками одной республики.
Очень важен вопрос о разделении компетенции союзных и республиканских органов в осуществлении экономической реформы. Главцое направление — сосредоточение управленческих функций в первичных звеньях территориальной иерархии и делегирование наверх только таких функций, осуществление которых на низших уровнях или невозможно или неэффективно. В
однорукий бандит играть бесплатно и без регистрации в онлайн казино