Если Вы обнаружили опечатку, ошибку или неточность, сообщите нам - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
В прошлом году по заказу Агентства по туризму Монголии иркутское издательство «Экспедиция ИнтерБАЙКАЛ» издало специальный выпуск «Азиатского иллюстрированного обозрения» под названием «Destination Монголия» о туристских ресурсах соседней страны. Это издание «спровоцировало» очередную вспышку интереса к путешествиям по Монголии.
Правительство Монголии разработало национальную стратегию по развитию туризма и поставило цель увеличить к 2015 году количество иностранных туристов, посещающих страну, до 1 миллиона человек. Хотя, с учетом того, что в 2012 году, их число не достигло и половины от этой суммы, эта задача (за три года удвоить въездной туризм!) представляется малодостижимой, тем ни менее можно констатировать устойчивый рост, по крайней мере, интереса к Монголии. В том числе, и со стороны россиян.
Основными факторами, которые будут влиять на увеличение объемов российского туризма в Монголию, на наш взгляд – это следующие: предстоящая отмена визового режима (о которой уже говорят со дня введения виз между нашими странами по инициативе монгольских младо демократов), придание статуса «многосторонний» международному пограничному пункту пропуска
Монды – Ханх, и, пожалуй, самое главное – значительная активизация информационной работы по пропаганде Монголии как туристской дестинации, как туристского направления. Необходимо формировать мотивации для граждан России, которые будут побуждать их поехать в Монголию. Сейчас основной контингент российских туристов составляют жители
Бурятии, в основном –
Улан-Удэ. Но и они туда едут не столько за отдыхом, сколько за товарами – совсем дешевыми китайскими, и более дорогими, но и более качественными – южнокорейскими. Напротив, «истинных» же туристов поставляет, в основном, Иркутск и другие города Прибайкалья. Это те, кто едут не столько за покупками, сколько за отдыхом и впечатлениями как в столицу, Улан-Батор, так и на Хубсугул.
Россиянами вполне освоен север Хубсугула. Дальнейшему росту объемов препятствует как вышеупомянутый визовый режим и ограниченный двусторонний статус КПП, так и фактическое отсутствие дороги между Ханхом и Хатгалом. Отмена визового режима, международный статус, такая дорога – вот составляющие если не «взрывного», то весьма значительного роста объемов российского туризма в этом отдаленном от столицы Монголии уголке страны. Российские и туристы из других стран мира профинансируют дальнейшее социально-экономическое развитие приграничных сомонов (районов) Хубсугульского аймака. Сформировавшиеся на КПП Монды – Ханх турпотоки монгольские туроператоры могут в дальнейшем направлять как в Улан-Батор, так и в западные аймаки Монголии, «закольцевав» их через КПП Боршоо – Хандагайты (Тува) или Цаган-нур – Ташанта (Алтай). И это будут интересные автомобильные туристские маршруты, обеспечивающие доставку/поставку туристов в ныне еще не освоенные ими западные регионы Монголии, например – в котловину Больших озер (которые вполне могут стать для сибиряков своего рода «черноморским побережьем» хотя бы на месяц-полтора в году).
Дополнительной мотивацией для посещения Монголии сибиряками может стать и возможность вылета из Улан-Батора по относительно небольшим ценам в Токио, Пекин, Сеул, Сингапур, Гонконг. Но об этом тоже надо информировать жителей Улан-Удэ, Иркутска, Красноярска, Читы. Так, например, стоимость перелета из Иркутска до Токио и обратно составляет от 38 до 50 тысяч рублей, занимает, с двумя-тремя пересадками, от 20 часов до полутора суток. В то же время в Иркутске можно вечером сесть в поезд, доехать к утру в
Улан-Удэ, и в этот же день автобусом добраться до Улан-Батора (это обойдется в 2000 рублей), там переночевать и вылететь на следующий день в Токио, или в Осаку. Это, может быть, не самый комфортный и быстрый (впрочем, полтора суток для такого маршрута в одну сторону – не так уж и много!), зато самый дешевый вариант обойдется в 28-30 тысяч рублей, из них 600-700 долларов – стоимость авиаперелета. С отменой визового режима между нашими странами таким вариантом могут воспользоваться те, кто сейчас из
Сибири в Японию летит через Сеул, или Владивосток. Такой транспортно-логистический вариант может стать основой для деятельности некоторых и российских, и монгольских турфирм.
Сегодня же приходится сталкиваться с тем фактом, что представления россиян о монгольском туризме достаточно примитивные, если не сказать – дремучие…
В прошлом году нами, в рамках проекта «Азиатское иллюстрированное обозрение», по заказу Агентства по туризму Монголии, был издан спецвыпуск «Destination Монголия». Это издание – не справочник по туризму в Монголии. Это – попытка показать многообразие вариантов поездок по Монголии с целью познакомиться с ее удивительной природой, сохранившимся со времен Чингисхана традиционным жизненным укладом. Выпуск «Destination Монголия» мы распространили по турфирмам, на некоторых российских туристских выставках. Несколько фотоочерков, созданных в ходе экспедиционных поездок по
Монголии, собранные под журнальной обложкой, вызвали множество запросов в наш адрес – как поехать в Монголию, когда туда лучше поехать, что брать с собой, и т.д. Из этого мы сделали вывод о том, что у автомобильного туризма в Монголию – хорошие перспективы.
Но очень важно создать механизмы извлечения максимального экономического эффекта от российских туристов, приезжающих на автомобилях, создания таких условий для автотуристов, чтобы они приносили минимальный вред окружающей среде.
Спрос на туристскую информацию по Монголии подталкивает нас начать готовить следующий номер спецобозрения «Туризм в Монголии». Мы готовы рассмотреть любые предложения по участию в этом издательском проекте.
Директор организации «Экспедиция ИнтерБАЙКАЛ» В.Бережных.