Монополия монополии рознь. Западные монополии вырастали из рыночной конкуренции на основе экономического обобществления производства при сохранении рынка, а следовательно, и монополиями в полном смысле слова они не являлись.
Советский монополизм — явление принципиально иного рода. Он вырастает отнюдь не из гигантомании (не будем смешивать следствие с причиной) и основан на универсальной государственной собственности, отсутствии рынка. Это тотальная государственная монополия, пронизывающая все сферы и уровни хозяйственной жизни, — от высших партий-но-правительственных органов до рабочего места. Привилегированное положение предприятий является результатом не их экономического превосходства, а мер политического характера, что сродни скорее средневековым привилегиям. Каждое звено жесткой управленческой иерархии в такой системе по отношению к нижестоящим звеньям — монопольный распорядитель ресурсов и получаемых доходов. Практически каждый производитель поставлен в исключительные (индивидуальные) хозяйственные условия, которые на фоне искусственной специализации и хронического дефицита превращают его в монополиста по отношению к прикрепленным к нему потребителям.
Становление устойчивого долгосрочного экономического интереса, выход из кризиса экономической мотивации лежат не на заржавленных рельсах административной дисциплины и агитационно-пропагандистской работы. Они покоятся глубже, нежели смена хозяйственных рычагов или управленческих инструментов, — в смене самой системы хозяйственно-политической власти вместе со всем ее идеологическим обеспечением.
Хоть как-то сдвинуть эту махину можно только радикальными преобразованиями собственности на путях ее разгосударствления. Решающее место в экономике должно перейти к собственнику (коллективному и индивидуальному), отвечающему за деятельность предприятия всей своей собственностью. Некоторая часть руководителей совместит в себе функции собственника и предпринимателя, другая будет нанята коллективным или индивидуальным собственником.
Традиционный механизм разгосударствления обладает большой инерцией. Было бы наивно рассчитывать на то, что все сразу проникнутся предпринимательской мотивацией. Но этого и не требуется. На первых порах вполне достаточно и небольшого инициативного слоя организаторов и специалистов, способных взять на себя предпринимательские функции. А их мотивация должна быть подкреплена четкой материальной заинтересованностью исполнителей, реальным улучшением условий труда и повышением по возможности содержательности их деятельности. При таких условиях рядовые исполнители могут оставаться и чистыми наемными работниками, но им не возбраняется стать обладателями собственности, в том числе зачинателями своего дела.
За государством же в условиях рынка останутся законодательно ограниченные функции экономического регулирования и обязанность обеспечивать юридическую защиту и собственника, и наемного работника. Укрепление на базе развивающихся рыночных отношений престижа делового человека и всякого добросовестного квалифицированного труженика означало бы подведение нового, ныне отсутствующего мотивационного фундамента. На это, даже при самых благоприятных обстоятельствах и переменах в политическом курсе, уйдут долгие годы. Но только на такой почве железное дерево принуждения даст живые побеги экономического интереса. Проститутки Краснодара с нетерпением ждут встреч с интимным характером. Милые мужчины, всё для вас на сайте
sexkrd.net