Сотниково на карте Байкала
Если Вы обнаружили опечатку, ошибку или неточность, сообщите нам - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
В предании "Как заселялся Нерчинский край" Л.Е. Элиасов записывает "Шли... на край белого света не только казаки, которых царь посылал новые земли завоевывать, а и те, которым казалось, что здесь можно легче прожить, капитал себе заработать".
Массовое переселение русских в
Сибирь и Забайкалье начинается после раскола христианской православной церкви. В этнографическом сборнике читаем: "Помимо больших населенных пунктов", к 30-м годам XVIII века в Сибири в значительном количестве встречаются одно - и двухдворки. В бумагах Г.Ф.Миллера упоминаются однодворки Мостовская, основанная ясашным, Ошурковская "деревня" с одним двором сына боярского. В 1732 году селенгинский служилый Андрей Кибалин основал "деревню", состоявшую из двух дворов... и далее "В 1843-1845 годах... небольшими селами были Красноярово на реке Иволге, Сотниково, Таловская и Нюцкая деревни, в которых насчитывалось по 5-6 дворов".
Если в первой половине XIX века в селе
Сотниково Республики Бурятия было уже 5-6 дворов, то можно предположить, что село возникло как однодворка в начале XVIII века, а название Сотниково могло получить и позднее. После Буринского договора 1727 года, когда четко обозначились границы России, в Сибири стала создаваться пограничная охрана. В селе Сотниково стояла сотня, давшая название деревне.
Существует и другая версия - жила до 1998 года в Сотниково Арина Иннокиновна Загузина, род которой идет от одного из первопроходцев - Шубина. Вот что она рассказала: "Более 200 лет тому назад в Сибири вдоль реки Селенги среди леса шел Читинский тракт с запада до острога Верхнеудинского и далее на восток. По нему гнали каторжников из Центральной России. Чаще это были крестьяне, арестованные за любую провинность. А люди в крае были нужны, земли царю надо было за собой закрепить, освоить, чтобы богаче Россия была. В одном из этапов в кандалах шел арестант, в дороге он заболел. Охранники бросили умирающего у реки, даже колодки не сняли, рассчитывали, что скоро умрет, но судьба распорядилась иначе и сохранила жизнь каторжнику. Пришел он в себя: вокруг лес, река, много ягод, грибов, черемши. Чуть набрался сил, с большим трудом камнями сбил колодки, и обосновался здесь на постоянное жительство. Земля, река, лес давали пропитание, приволье, свобода, никто не притесняет, а работы русский мужик никогда не боялся. Так появилось село Сотниково".
По рассказам старожилов таким же образом возникло село в Матюшкиной пади, сейчас эта падь носит название Уточкино в
Республике Бурятия, когда-то в этой пади было село Уточкино. У деревни Мостовка, что на правом берегу Селенги, есть ключ, который зовется Марьиным по имени каторжанки. Версию Арины Иннокиновны поддерживают и другие старожилы села.
С ней перекликаются строки предания "Ванька-каин... На Каре тогда много было каторжных. Жизнь их была хуже собачьей...". Значит, действительно были в крае каторжники, могли быть и беглые, и брошенные больные, переводимые этапом.
Арина Иннокиновна рассказывает, что первым поселенцем был Шубин, позже из Костромы пришел казак Налетов, из Перми - Шумихин, с Волги – Загузины.
Медленно, но село Сотниково росло, все больше строилось изб, поднимали целину, раскорчевывали и распахивали участки земли под пашню, получившие названия по фамилиям владельцев: Шубинская падь, Посельская, Сажинская, Грязновская и Волчья.
Появились крепкие хозяйства, занимавшиеся хлебопашеством, извозом, излишки продуктов, дрова возили в Верхнеудинск. "Переселенцы в значительной степени способствовали земледельческому освоению Западного Забайкалья. Они разводили скот, занимались промыслами, доставляли в казну и на забайкальский рынок сельскохозяйственные продукты".
"До 1900 года, после того, как была проложена на восток дорога, почти в каждом дворе был заезжий дом, где останавливались на ночевку ямщики гужевого транспорта, везущие товары из
Сибири - Томска в Верхнеудинск, Троицкосавск, Читу, Хабаровск. Везли муку-крупчатку, спички, соль, материю и другие товары. В Сотниково был магазин частника-китайца".
Некоторый подъем хозяйства в Сотниково вместе с Верхнеудинском, Забайкальем испытали в связи с постройкой Сибирской железной дороги в Республике Бурятия, стали увеличиваться посевные площади и вывоз продукции строителями дороги для продажи. "Обработка полей была примитивной, применяли соху, деревянные бороны, серпы, изредка косы, молотьба производилась вручную, цепами".
Село Сотниково, как весь "Верхнеудинский район играл значительную роль в деле снабжения продуктами сельского хозяйства Нерчинских рудников и заводов". Хозяйство было в основном натуральным. В деревнях существовала "домашняя промышленность", сочетающаяся с земледелием и скотоводством. Изготовляли сохи, бороны, сети, одежду, обувь. Село находилось у реки Селенги на Байкале, поэтому занимались и рыбной ловлей, и охотой.
В начале XX века предприимчивый китаец поставил небольшой кирпичный заводик в лесу, недалеко от современного Республиканского комплекса "Здоровье". Глину добывали в километре от завода - современная Республиканская станция племобъединения, глину возили на лошадях. Работало 20 человек. Готовый кирпич поступал на строительство Красных казарм на станцию Дивизионная, поселок имени Вагжанова. Казармы стоят и поныне. После окончания строительства Красных казарм большого количества кирпича не требовалось, и заводик перестал существовать. Возродился завод в 30-е годы XX века, но уже ближе к селу, кирпич делали для нужд Сотниково, близлежащих сел.
На культурное развитие села
Сотниково Республики Бурятия повлияло появление в селе церкви, а вместе с ней и школы.
При церкви построена сторожка. Сторожем был политкаторжанин Поликарп Тихонович Тихонов, знавший грамоту. Он-то и стал первым учителем. До этого подыскивали в селе просторный дом, снимали угол, в котором стоял длинный стол да лавки. Хозяину дома платили, чем могли, чаще продуктами. Учились читать, считать и чуть-чуть писать. Учителями были заезжие люди, знавшие грамоту. Учителя сами были полуграмотными. Существовала такая "школа" 2-3 месяца в год. За обучение учителю также платили не деньгами, их у односельчан почти не было, приносили молоко, муку, мясо, обязательно дрова.
Официальный документ о возникновении школы в селе Сотниково - это статистический отчет за 1914-1915 учебный год, в котором указывается, что в Сотниковской школе грамоте обучалось 14 человек: 7 девочек и 7 мальчиков. Но старожилы утверждают, что появилась школа в 1912 году. В 20-е годы к сторожке пристроили комнату, появилось помещение на 2 класса. Работали учителями Камынин, Красильников.
Испытывали большие трудности в бумаге, карандашах, одежде. Вплоть до 50-х годов XX столетия носили "вместо сапог, валенок - ичиги, подкладывая зимой соломенную стельку, городские эту обувь не носили". Тяга к учебе была, этого требовало развитие товарного хозяйства. Многие односельчане уходили на заработки в город.
В годы революции и становления Советской власти это небольшое село, как и другие регионы
Республики Бурятия, пережили голод, разруху, потерю родных и близких.
Побывали в селе Сотниково и белогвардейцы - семеновцы, партизаны. Больших, кровопролитных боев не было, но убитые были. Около Дома Культуры стоит небольшой обелиск двум красногвардейцам - разведчикам из партизанского отряда Толстихина - Малыгину Панфилу Митрофановичу и Загузину Павлу Николаевичу.
Становление Советской власти в селе Сотниково происходило в классовой борьбе. Хоть и небольшое было село, но оно размежевалось: одни шли за красных, другие - против.
В 20-е годы в село Сотниково Республики Бурятия переезжает Кузнецов Василий Терентьевич. На берегу Селенги строит небольшое предприятие - кожевенный цех. Жители села называли его заводом, рабочих, что на нем работали, называли "заводскими". На заводе выделывали кожу, шили ичиги, вырабатывали юфть. В 1928 году цех был национализирован, стал промышленной артелью "Кожевенник", а директором был назначен Кузнецов В.Т., так как он не был против передачи заводика в государственную собственность.
В 1928 году из села Курба Заиграевского района Республики Бурятия был перевезен пошивочный цех, который выпускал овчинные полушубки, однако в 1932 году он сгорел. На месте овчинного цеха создан пошивочный, где работало 50 человек. Шили телогрейки, а, когда было сырье, и полушубки. Сапоговаляльный цех появился перед войной, валенки валяли вручную, но до Великой Отечественной войны он закрылся.
В 1929 году в селе
Сотниково появился фельдшер Иваницкий Владимир Петрович, лечивший сельчан до 1956 года, помогала ему медсестра, его жена Апполинария Федотовна. Открыли магазин, с 1928 года промартель "Кожевенник" открыла ведомственный сад на 50 мест, хотя посещало его около 20 детей.
Казалось, жизнь налаживалась, но мирный труд граждан села, как и страны, был прерван войной, которая вошла в историю страны как "Великая Отечественная война 1941-1945 годов".
Карта Республики Бурятия