Нижняя Иволга на карте Байкала
Если Вы обнаружили опечатку, ошибку или неточность, сообщите нам - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Иволгинские буряты в составе 500 семей впервые переселились в село
Нижняя Иволга в 1702 году из–за озера
Байкал, из нынешнего
Эхирит–Булагатского района Иркутской области и обосновались в 17 различных местах по долинам рек Иволги, Оронго, Гильбира - второе название
Баянгол, Янгажан, а также по Северной долине нынешнего Селенгинского района Республики Бурятия.
Многие буряты – новоселы позднее были определены в казачье сословие, особенно, в нынешнем Селенгинском районе
Республики Бурятия, в селе Янгажин и Нижняя Иволга. Например, сегодняшний 18 километр - бывший колхоз "Коминтерн" всего несколько десятилетий назад старики называли не иначе как казачьим поселением или хасак.
Село Нижняя Иволга расположено в 18 километрах от столицы Республики Бурятия города
Улан-Удэ. В широком створе Иволгинской долины, где река Иволга вливается в полноводную Селенгу, с давних времен разбрелись кочевья (отог, бууса) нижне – иволгинских бурят – Хэлтэгээ, хужаа, Намаг, Шабарта и другие, которые позднее в 1930-х годах объединились в более крупные поселения – улусы Нурселение, Хойто-Бэе, Хубисхал.
Иволгинская долина это самая благодатная, приустьевая часть долины обрамлена с юга живописными отрогами Ганзуринского кряжа, горы – Отошо, Мандал, Байлан, Тапхар, а северной стороны подступают передовые гряды могучего хребта
Хамар-Дабан.
Иволгинская долина – как маленькая бусинка в серебряном ожерелье Селенгинской Даурии в
Сибири, несет в себе всю прелесть и красоту Южной Бурятии. Здесь прекрасно представлены ландшафты горной лесостепи Сибири, где в степях яркой желтизной выделяются цветущие караганы или Алтаргана. Прекрасна природа самой долины Иволги, где впечатляет разнообразие прирусловые ивовые заросли, могучие вейниковые, кочковатые, осоковые луга. Особую ценность составляют ячменево-полевые, костровые луга – богатейшие сенокосы таких знакомых каждому нижнеиволгинцу урочищ (Дээдэ Намаг, Хулханай нуга, Бадков и т.д). Особое значение имели в хозяйстве села Нижняя Иволга Республики Бурятия использование ивняков с островов и отмелей реки Селенги, они служили материалом для плетения изгородей, а также в качестве летних дров. Не менее богат животный мир долины, уникальным являются голубые сороки в горах Отошо, которые обитают кроме этого на Дальнем Востоке (Корея, Япония) и на Пиренеях (Испания, Португалия). В прибрежных тальниках Селенги в Республики Бурятия - урочища Баруун и Зуун нуга, на листьях разных видов ив можно встретить самую изящную и красивую древесную лягушку Азии – квакшу дальневосточную. И, наконец, в распадке урочища Зобоохо, к югу от шаманских гор Отошо имеется самая северная в Сибири популяция монгольского тарбагана или сурка. Богатство живых обитателей долины дополняют целебные источники, которые из глубин недр несут свои волшебные воды. Таков Халютинский источник – краса и гордость долины. Веками здесь лечились, набирались сил нижнеиволгинцы. Ныне это святое место в отрогах хребта Хамар-Дабан, в верховьях неугомонной горной реки Халюта – стала местом паломничества людей со всех окрестностей. Серебряная вода Халюты многим вернула здоровье. Рассказывают случаи, когда тяжелейшие формы нефрита - заболевание почек вылечивались за один сезон.
Достопримечательностью Иволгинской долины является знаменитые археологические памятники
Республики Бурятия, это олений камень с сопки Тапхар - культура плиточных могил. На 27 километре к югу – западу от города Улан-Удэ, напротив села Иволгинска в центре Иволгинской долины на вершине в центре сопки Тапхар растет старый ильм. Это почитаемое бурятами дерево, увешано разноцветными лоскутками ткани. Было восстановлено летом 1997 года. Тологойский разрез – древнейшая летопись человеческой культуры в Забайкалье и Хуннское городище, заложенные более 2000 лет назад на северной границе великой империи. Все эти поразительные находки в Сибири говорят о том, что долина реки Иволга с глубокой древности почиталась людьми и становилась их родиной. Выдающийся историк в XX века, академик А.П. Окладников был настолько восхищен петроглифами с Тапхарского оленьего камня. Ныне это культовая плита находится во дворе музея Иркутского университета. Гора Тологой стала классическим объектом для геологов – четвертишников, археологов, где как на ладони отражена вся богатая история последней геологической эпохи Республики Бурятия. И, наконец, городок хуннов на левой надпойменной террасе старицы реки Селенги является туристической меккой долины. Своеобразен ландшафт озерных впадин и речных террас, где мощные заросли самого крупного в Сибири злака – чия или Дэриса в сочетании с ярко-зелеными куртинами ириса или Сахилдзы – составляют яркое впечатление и этим они более напоминают равнины Центральной Азии, Монголии.
Быстрорастущие ивовые заросли легко восстанавливались, никогда они не захламлялись, а с другой стороны – сохранялись сосняки в предгорьях, не вырубались таежные леса
Сибири. Последние обеспечивают основу благополучия долины. В лесах хребта Хамар-Дабан растут сосна, лиственница, кедр, ель, береза, осина, они богаты ягодными кустами и кустарничками (брусника, черника, смородина, голубика), зарослями лекарственных растений (бадан, жимолость, боярышник, горечавка, подмаренник), пушными зверями и минеральными ресурсами - месторождения серебра, угля, барит-стронцианита.
После хуннов, через многие сотни и тысячи лет, здесь поселились нижнеиволгинские буряты поселения Хэлтэгэй бууса. Удивительная связь времен! «А мне кажется, впечатления моего детства, когда берега Селенги было полны яблоневыми и черемуховыми рощами, плавали лебеди и какие – то другие неведомые птицы в озере близ села Нурселение, и как тут не вспомнить маленькую излучину Иволги у подножья покатого террасового останца – горки Боро-Добо. Возле Боро–Добо проходил мост дружбы Хойто–Бэе, Урда–Бэе. По этому мосту я ходила в школу: расстояние было очень далекое и мы всегда отдыхали Боро–Добо. В то время писали ручкой, таскали с собой чернила. С обеих сторон иволги были пастбища, луга. Ныне на его месте возвышаются останки большой фермы, а рядышком субарган "Бадма-Сэсэг" - По воспоминаниям Дашинимаевой Л.П. библиотекаря села Нижняя Иволга.
Землю и Небо соединил в своей судьбе эпический герой бурят Абай Гэсэр - хан и выразил в своем космическом предначертании надежды и чаяния людей о добре и справедливости. Бурятский эпос о Гэсэре передается из уст в уста, из поколения в поколения, от улигершина или сказателя и улигершину вот уже 1000 лет! В своем язычески первозданном стихотворном потоке он насчитывает до 30 тысяч стихотворных строк.
Самым архаичным, уходящим к началу второго тысячелетия текстом "Гэсэра" является вариант выдающегося бурятского сказателя Маншуда Эмегеева (1849 - 1909). Его записи в 1906 году напечатал замечательный ученый – фольклорист Республики Бурятия Цыбен Жамцарано (1881 - 1937). Фольклорная комедия Ц. Жамцарано огромно, объединив и записав в бурятских улусах памятники устного народного творчества, он совершил научный подвиг, достойный подвига самого Гэсэра. Благодаря ему мир получил бурятскую Гэсэриаду – сокровище народов Центральной Азии и Республики Бурятия, многие эпизоды которой являются отзвуками героических дел бурятского народа.
Более 300 лет назад основали кочевые пришлые с берегов озера Байкал буряты. По своему происхождению они относились к родам племенного объединения эхиритов и булагатов. По мнению известного этнолога С.П. Балдаева (1960), корни иволгинских бурят Республики Бурятия состовляют эхиритские (олзон, шоно, хурамша, харанууд) и булагатские (алагуй, готал) рода. При этом основу нижнеиволгинских бурят составляют
булагаты. Есть легенда о том, как в 1684 году группа кочевников из рода Готал–Буумал из западного побережья озера
Байкал через Култук, далее Селенгу предводитель потерял унты. И отсюда есть выражение - "Готал", потерявший унты. Кроме родов Готал и Алагуй, в долине обосновались другие булагатские роды - Булган Хара, Тоглаг, Саган, Утэй, Буумал и другие. Вероятно, при поселении в разных концах долины они образовывали айлы или хутора из 7-9 семей. Например, род Готал имели кочевые местности – ужаа. Впоследствии, до организации первых коллективных хозяйств, нижнеиволгинские буряты жили смешанными кочевьями из представителей разных родов и их компактные поселения называли бууса, они бывали летними и зимними.
Быт и культура нижнеиволгинских бурят Республики Бурятия в конце прошлого века мало чем отличалась от соседних селенгинских и хоринских бурят. Они жили традиционным хозяйством, исправно несли службу в казачьих станицах, даже некоторые участвовали в войне с турками в Крыму, позднее - многие отличались в событиях на КБЖД.
Труд был связан с традиционным, кочевым животноводством, разводили грубошерстных, курдючных овец, содержали коз, развивали табунное коневодство. Весьма активно вели натуральный товарообмен с соседними русскими селами - Мухино, Каленово, Вахмистрово, Гурульба. Часто меняли шерсть и шкуры овец на картофель, муку и т.д.
Позднее в 1930 годах активно внедрялось земледелие, появились первые огороды. Этому способствовали хорошая оросительная система, которая как нити паутины тянулись по предгорьям хребта Хамар-Дабан. Одна из них знаменитая Шада – канава, которая орошала огороды и усадьбы всей Нижней Иволги. Это система берет свое название от рода Шадаевых, так Шадаев Радна Цыдыпович был известным огородником, а его дочь Аршан Цыдыповна – одна из первых учителей в долине, более 40 лет вела в мир знаний много поколений нижнеиволгинцев.
И среди казаков Нижней Иволги
Республики Бурятия были известные люди, яркой и колоритной личностью был атаман янгажинской станицы Жигжитов Цыремпил. Не менее известной фигурой в долине слыл наш земляк - Гармаев Ринчин (Мотео) выбранный зайсаном Селенгинской волости.
До появления школы в Нижней Иволге, очаги культуры и грамотности несли буддийские монахи, получившие образование при монастырях. Здесь они получили солидные познания в области философии, филологии, живописи, медицины и т.д. Функции такого университета выполнял Янгажинский дацан, особенно прославившийся своей философской и иконографической школами.
Одной из самых колоритных личностей из Нижней Иволги Республики Бурятия был ученый лама - доктор богословия Эрдынеев Данжаа. О нем рассказывала бабушка Бимба – Цырена Батомункуевича Намзалова Цыренжит Цыретаровна. Она рассказывала о нем как, о своем дяде по отцовской линии и большом ламе ученом и друге Агвана Доржиева. Он был штатный лама Янгажинского дацана, и где то в 1905-1907 годах был приглашен А. Доржиев в Санкт-Петербург для освещения нового дацана и знакомства с учеными. Позднее о нем и его деятельности рассказывали известный ученый – монголист, историк Бимба Цыбиков, родился в местности Хатан-Дабаа в Верхней Иволге по воспоминаниям Агвана Доржиева. Оказывается Д. Эрдынеев будучи в Санкт-Петербурге, скоропостижно скончался после болезни.
В 1910 году был издан учебник Данжаа Эрджынеева "краткое изложение веры Будды Шигемуни" для преподавания бурятским детям. "В Иволгинской начальной школе в начале 20-х годов нас, - учеников заставляли заучивать эту книгу наизусть" - вспоминает Б. Д. Цыбиков.
Карта Республики Бурятия