Гурульба на карте Байкала
Если Вы обнаружили опечатку, ошибку или неточность, сообщите нам - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Село
Гурульба Иволгинский район
Республики БурятияАдминистративно-территориальное деление: Иволгинский район Республики Бурятия
Площадь села Гурульба: 1815 га
Земель покрытых лесом: 550 га
Численность населения села Гурульба: 1772
Расстояние от села Гурульба до города
Улан-Удэ Республики Бурятия: 12 километров
Расстояние от села Гурульба до центра района: 45 километров
Транспортное сообщение: автобус № 128
Что в имени твоем Гурульба? Среди гор и долины, богатой лесами со зверями, грибами, ягодами и всякой- всякой живностью, жила-была деревня… Деревня эта, мало чем отличается от тех других деревень, которые раскиданы по всей земле
Сибири зимой тонет в сугробах снежных, летом - разноцветным ковром расстилается разнотравье, весной – лилово кругом от пахучей сирени и кружится голова от запаха белоснежных бутонов душистой черемухи, а осенью - земля дает оценку крестьянскому труду одаривает щедро тех, кто работал от зари до зари на Земле.
Несмотря на бешеный ритм жизни, развитие прогресса, техники, мало что изменилось в деревне Гурульба. Хозяйка, ждущая буренушку свою в знойный, душный вечер, деревня, готовящаяся к жаркой поре сенокоса, горячая пора весеннего сева – надо бросить в землю семена от пшеницы до петрушки - вот эта деревня, которая есть, была и будет, минуя ее протекают столетия, тысячелетия…
До появления первых русских в Сибири в середине 17 века этническая карта в Прибайкалье выглядела следующим образом. В долине Ангары и ее притоков, а также в долине Верхней Лены проживали
булагаты и
эхириты, а также хонгодоры и другие довольно крупные группы – роды ойратского или западно-монгольского происхождения. В Забайкалье кочевали хоринские роды и многочисленные группы собственно монгольского происхождения - сонголы, сартулы, ашебагады, атагаты, хатагины, хубдуты. Кроме того, по обе стороны озера
Байкал обитали также тунгусы или
эвенки, часть которых ассимилирована бурятами. Ко времени появления русских буряты находились на стадии консолидации, шел процесс формирования бурятской народности. Бурятские племена и роды Байкала и Прибайкалья платили дань монгольским князьям.
Первые попытки русских проникнуть в
Сибири в Прибайкалье относятся к 1625-1627 годам. Политика России была направлена на закрепление своих позиций в этом крае. Особое управление учреждалось среди народностей Сибири. Несколько родов и стойбищ соединялись и над ними учреждалось общее управление - инородная управа, которую составляли выборные или получившие свое звание по наследству – голова, под именем тайши, князьца, улусного головы. Так, по званию: тайши, в 18 веке, местность перед въездом в город Верхнеудинск, примерно в 15 километрах от него названа Тайшихино.
Памятники природы села Гурульба Республики БурятияУченые установили, что прошло много тысяч лет, а точнее, около 25 тысяч, по берегам озера Байкал и по берегам рек, впадающих в озеро Байкал, а также с гор, которые окружают это озеро, жили люди. Тогда люди по внешнему виду и образу жизни мало походили на современного человека. И современный животный мир резко отличался от прошлого. Все было по-иному в тот ледниковый период.
В ледниковый период много было с гор сходов, когда большие по объему глыбы сходили вместе с каменными скалами. Происходили эти расколы на скалах от жаркого лета, от обильных дождей и сильных ветров.
В селе Гурульба имеются несколько природных памятников:
Скала – высокая, находится в местности Тусуркун, у подножия горы преграждающая дорогу. Ее, как - будто, специально сделали и поставили около горы, а природные явления сделали гладкой и прямоугольной.
Озеро – памятник природы, находится за селом Гурульба в 1 километре от населенного пункта. Впадина озера напоминает форму большого яйца, заросшего камышом, мхом и тиной. Когда-то озеро было глубоким - около 9-10 метров в середине, его ширина 100-110 метров, а длина около 300 метров. В глубине озера, на дне, бьют ключи. Поэтому там вода всегда холодная. На поверхность озера стекают воды с горы западной стороны. В настоящее время озеро осушается человеческой необходимостью в связи с засушливым годом для полива пашен сельскохозяйственного значения.
Сход камня большого размера, находится за селом Гурульба Республики Бурятия в 5 километрах в сторону местности Тусуркун. К нему со всех сторон есть подступы. На некоторых плитах оставлены автографы, написанные краской, нацарапанные острым предметом. С каждым годом камень уменьшается в размерах: отваливаются плитки, выпадают отдельные камни, высыпается образовавшийся песок. Это разрушение идет от жары, холода, воды и ветра, и камень теряет свои свойства.
Святые места села Гурульба Республики БурятияКрест - гора. Старожилы села Гурульба - Астраханцевы Константин Андреевич и Елизавета Ивановна, Загузин Павел Федорович и Астраханцев Федор Ксенофонтович рассказывают быль, что в засушливые летние времена ходили молиться на эту гору, где стоял большой крест, с просьбой о дожде. А еще у подножия этой горы хоронили иногородцев - людей из чужих сел. В подтверждение тому в местном музее хранится череп, найденный у горы.
Точильная падь - ложбина между двух гор, а у подножия этих гор много гранита каменные глыбы. Такое название эта местность получила благодаря приезжему мастеру по каменотесу. Так в Точильной пади много было сделано каменных памятников - надгробий, они по сей день, стоят на местном кладбище, а также на кладбищах сел Республики Бурятия Поселье и Мухино. В этой же местности текут источники аршанской воды. Насчитывается пять источников, которые были оформлены желобками местными жителями. Также местные жители села Гурульба следят за чистотой вокруг источников и сделали ступени подхода к источникам.
Монахова падь - находится недалеко от села Гурульба, в сторону города Улан-Удэ, в одном километре от дороги. Эта местность так была названа потому, что в годы становления государства сюда привозили провинившихся монахов и расстреливали, там же и хоронили. Сейчас там находится кладбище бурятского населения, около поселка Тулунжа
Республики Бурятия.
В селе Гурульба население многонациональное, в состав которого входят также буряты. Они имеют свои святые места – обо, в местности Тусуркун имеются три
обо.
Субурган - находится при въезде в село Гурульба. Субурган в переводе от тибетского – врата в тысячи счастий. Сюда приходят с молитвами и поклонами местные жители, а также жители близ расположенных населенных пунктов. Все святые места оберегаются.
История церкви села Гурульба В далекой Сибири православная религия была основана царем Михаилом Федоровичем и Патриархом Филаретом в 1620 году. В 1998 году православная церковь отмечала свое 350-летие. Основание первых церквей в Республике Бурятия – это церкви в Забайкалье, в Баргузинском районе и Селенгинском районе, так как там находились остроги, в которых находились ссыльные.
В 1681 году по велению царя Федора Алексеевича и по Указу Сибирского Митрополита Павла – была отправлена первая духовная миссия: цель ее заключалась в распространении Веры Христовой в бурятских кочевьях и русских селениях Сибири и Забайкалья.
В Тайшихино Иволгинской волости Забайкальской губернии, т.е. в селе Гурульба Республики Бурятия впервые появилась на кладбище небольшая часовня, а также часовня была построена в селе Мухино, которая расположена недалеко от села Гурульба.
Самая большая церковь в Иволгинской волости была построена в Бабкино село
Красноярово, и называется она Пророко – Ильинская церковь, в честь престольного праздника – Ильин день.
Гурульбинская Петро-Павловская церковь была прописной к Пророко-Ильинской. Была прописной потому, что строились эти две церкви на средства богатой купчихи – Брянской Екатерины Петровны.
Освящена церковь была в марте 1910 году. В селе
Гурульба Республики Бурятия построена была церковь силой местного населения. Местные жители заготовили добротный строевой лес и также приносили куриные яйца, которые добавляли в замес для фундамента.
Иконостас был выполнен Верхнеудинским мещанином Андреем Андреевичем Давыдовым. Иконостас этот пожертвовал Гурульбинской церкви Иннокентий Александрович Загузин – купец первой гильдии. За это пожертвование ему была выражена благодарность Епархиального Начальства города Верхнеудинска или Улан-Удэ.
Астраханцевы Елизавета Ивановна 1920 года рождения и Константин Андреевич 1923 года рождения рассказали со слов своих родителей, как строилась церковь. Проектировщик был из Верхнеудинска. Размеры здания 30х10х8, основание – фундамент готовится из глины, песка и яиц, десять оконных проемов и два входа. Крышу покрыли тесом, а поверх позднее положили железо. На крыше были установлены кресты и колокол.
Когда же церковь в селе Гурульба Республики Бурятия была достроена, для всех местных жителей это было большое и светлое событие. По воскресеньям, религиозным и престольным праздникам - Петров день, Ильин день, когда читались молитвы и молились прихожане, по селу раздавались радостные звуки церковного колокола.
Когда стали закрывать в селах и деревнях церкви. Эта участь не обошла и Гурульбинскую церковь. Петро-Павловская была закрыта указом Президиума Верховного Совета БМАССР в 1939 году.
Но жизнь как колесо, крутится вокруг своей оси. С 1990 году был принят закон «О свободе вероисповедания», а в апреле 1994 году решением Священного Синода РПЦ была создана Читинская и Забайкальская епархия, которая выделилась из Иркутской, а чуть позже было образовано Бурятское Благочиние.
Отец Евгений – настоятель Свято-Одигидриевского собора рассказывает, что по
Республике Бурятия насчитывается 58 действующих церквей. Настал исторический день и в селе Гурульба – через 65 лет вновь открыла свои двери церковь для жителей - церковь была закрыта в 1939 году, а в 2004 году возродилась. 26 марта 2004 года были приглашены жители села, прихожане, гости из города, были привезены иконы и церковная утварь. Отец Евгений прочитал молитвы, освятил церковь и всех присутствующих. Этот день запомнился, как День восстановления церкви в селе Гурульба Республики Бурятия.
Карта Республики Бурятия