Если Вы обнаружили опечатку, ошибку или неточность, сообщите нам - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Зимний Байкал — великолепная естественная ледовая арена для многих зимних видов спорта и туризма, хотя поначалу он с XVII века широко используется исключительно в транспортных целях. Пример в спортивном использовании акватории озера Байкал подали студенты-лыжники Иркутского университета, которые с научными и экспериментальными целями взяли 26 января 1936 года старт в военизированном лыжном переходе в противогазах по маршруту
Иркутская область город Иркутск — озеро Байкал —
Республика Бурятия город Улан-Удэ. Одиннадцать студентов должны были проверить пригодность противогазов в зимних условиях и выявить особенности их применения. В эту же зиму бросок на лыжах по льду озера Байкал совершают туристы Республики Бурятия город Нижнеангарск — с
севера Байкала в Иркутск.
В послевоенные годы туристы ищут способы эффективного и быстрого покорения пространств озера
Байкал — пробуют конькобежные, пешие и комбинированные переходы. Инициатором пешелыжных однодневных походов на трассе Танхой –
Листвянка в феврале 1965 года выступил спортколлектив Сибирского энергетического института, в дальнейшем этот сорокакилометровый переход в мартовские дни привлекал сотни человек из городов Иркутской области и Республики Бурятия и стал традиционным спортивным мероприятием. Расскажем о нем чуть подробнее, т. к. он в вариациях старта от разных станций Транссиба на южном берегу озера Байкал может быть взят за основу.
При относительно нормальных условиях - без сильного встречного ветра, при котором лучше не выходить, маршрут преодолевается за 10–11 часов. При глубоком снеге и без лыжни, проложенной предыдущей группами, при гололеде со стороны Листвянки, при мокром снеге со стороны станции Танхой на переход может уйти и более 15 часов. На переход рискованно выходить без компаса — противоположный берег Байкала на таком расстоянии виден без деталей и ориентиров, а в случае тумана или снегопада не виден вообще. Для вычисления азимута направления надо иметь карту, или запомнить азимут направления Танхой — Листвянка 337°.
Есть еще один традиционный массовый маршрут, который частично проходит по льду озера
Байкал: станция Переезд — устье реки Большая Крутая губа — станция
Слюдянка маршрут около 35 километров. Ледовая часть маршрута может быть сокращена путем выхода на остановку Темная падь через поселок Старая Ангасолка. Второй вариант завершения этого маршрута: от Крутогубского железнодорожного моста уходят не направо, на станцию Слюдянка, а прямо — на станцию Утулик - азимут 150°. Это будет по расстоянию больше, но лыжники все равно успевают на вечернюю электричку Мысовая — Слюдянка. В этом варианте маршрута на пути бывает широкая трещина, которую приходится обходить.
Очень перспективны на зимнем Байкале эмоциональный и экологический буерный спорт, групповые путешествия на снегоходах и собачьих упряжках, походы верхом на лошадях или в розвальнях, полеты на дельтапланах с мотто приводом или без него, спуски на лед озера
Байкал с байкальских круч на парапланах и прочие
туры.
Популярнее становится велосипедный туризм на Байкале, современные велосипеды позволяют без особых проблем в весенний период и после ледостава проходить значительные расстояния, популярный маршрут Листвянка — Слюдянка длиной 75 километров проходится за один день.
Особые перспективы у вездеходов на камерах большого диаметра, которым даже не страшны невысокие торосы Байкала.
Возможно, серьезный толчок освоению ледовой акватории Байкала дадут проводимые в Иркутской области с 2003 года международные Байкальские фестивали зимних игр Зимниада. Программы Зимниад включают лыжный марафон в 110 километров, гонки на снегоходах, автомашинах и буерах, лыжные гонки, марафонский забег по озеру Байкал, соревнования по ледолазанию и горнолыжному спорту, пешие переходы и другие.
Турфирмы Иркутска и Улан-Удэ предлагают туры по озеру Байкал.